Сказка дары феи шарль перро. Отзыв о сказке Ш.Перро «Подарки феи

«Подарки феи» краткое содержание сказки Вы можете вспомнить в этой статье. Это сказка о о вознаграждении доброй девушки и наказании злой.

«Подарки феи» краткое содержание

У старой вдовы было две дочери; ее старшая дочь, была неприятной и гордой, и выглядела и вела себя как мать, и поэтому была ее любимым ребенком. Кроме того, она как и её мать, была невыносимо вредной и надменной.

Ее младшая дочь, была милой, нежной, приветливой и красивой, чем напоминала своего покойного отца. Ревнивая и злобная, вдова и ее любимая дочь злоупотребляли и плохо обращались с младшей девочкой. Она заставляла ее работать без отдыха и два раза в день ходить в лес по воду. Источник находился очень далеко от дома и приходилось набирать большой кувшин воды.

Однажды, вытягивая воду из колодца, к девушке подошла бедно одетая женщина и попросила попить. Девушка дала ей кувшин, а когда женщина пила, то поддерживала сосуд рукою, чтобы той было удобнее было пить. Женщина похвалила девушку за её доброту. Как оказалось, это была фея, которая так проверяла доброту девочки. Фея решила наделить девочку волшебным даром: отныне, после каждого сказанного слова, из уст девушки будет выпадать цветок или самоцвет. После фея исчезла, а девочка, набрав в кувшин воды, пошла домой.

Дома мать отругала её за длительное пребывание в лесу. Девочка опустила голову и извинялась, а из её уст выпали две розы, два жемчуга и два больших бриллианта. Вдова была в восторге от увиденного, а добрая дочка рассказала что с ней случилось в лесу. Вдова хотела, чтобы ее любимая старшая дочь, тоже имела такой дар. Но ее любимая дочь не хотела этого, капризничала, но вдова насильно отправила ее к колодцу.

Старшая дочь отправилась к ручью, но фея появилась как прекрасная принцесса и попросила девушку выпить ее из колодца. Старшая дочь грубо ответила фее и оскорбила ее. Выслушав ответ, фея решила наделить и эту девушку соответственно её добродетелей: «отныне при каждом слове из твоего рта выползать змея или выскакивать жаба». И после сказанного, фея сразу же исчезла, а девушка пошла домой.

Когда старшая дочь вернулась домой, она рассказала все своей матери, а из её рта выпали две змеи и две жабы. Увидев такую оказию, мать ужаснулась и, сделав вывод, что все это проделка младшей дочери. Вдова, в ярости, выгнала свою младшую дочь из дома. В лесу она встретила сына короля, который влюбился в нее и женился на ней.

А вот её сестра осталась дома и становилась всё более злобной и ненавистной всем окружающим, так, что даже собственная мать выгнала её из дома. И она умерла одна и несчастна в лесу.

Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая – вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше.
А младшая дочка была вся в покойного отца – добрая, приветливая, кроткая, да к тому же еще красавица, каких мало.
Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи, а кормила на кухне.
Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды.
Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.
– Пейте на здоровье, тетушка, – сказала добрая девушка.
Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтоб удобнее было пить.
Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:
– Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!
Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее за то, что она замешкалась у источника.
– Простите, матушка, – сказала бедная девушка. – Я нынче и вправду запоздала.
Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.
– Смотрите-ка! – сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. – Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга… Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)
Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст.
– Ну, если так, – сказала мать, – надо мне послать к источнику и старшую дочку… А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.
– Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль! – отвечала злючка.
– А я хочу, чтобы ты пошла! – прикрикнула на нее мать. – И сию же минуту, без разговоров!
Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме.
Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)
– Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? – сказала девушка дерзко. – Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите…
– Однако вы не очень-то любезны, – сказала спокойно фея. – Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!
Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:
– Это ты, доченька? Ну как?
– А вот так, матушка! – буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.
– Ах, боже мой! – вскрикнула мать. – Да что же это такое? Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра во всем виновата. Ну, поплатится же она у меня!.. – И она кинулась на младшую дочку с кулаками.
Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.
Там и встретил ее молодой принц, сын короля этой страны.
Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чем так горько плачет.
– Ах, сударь, – ответила красавица, – матушка прогнала меня из дому!..
Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою историю.
Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданого, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней.
Ну, а старшая сестра с каждым днем становилась все противнее и несноснее. В конце концов, даже собственная мать не выдержала и прогнала ее из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти пристанища и умерла, отвергнутая всеми.

Сказка Шарля Перо «Подарки феи» для учащихся 2 класса по программе чтения.

Шарль Перро. Подарки феи

Жила когда-то на свете вдова, и были у неё две дочери. Старшая — вылитая мать: то же лицо, тот же характер, смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше.

А младшая дочка была вся в покойного отца — добрая, приветливая, кроткая, да к тому же ещё и красавица, каких мало.

Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла её работать с утра до ночи, а кормила на кухне.

Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды.

Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.

— Пейте на здоровье, тётушка, — сказала добрая девушка.

Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтоб удобнее было пить.

Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:

— Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про неё рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадёт с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!

Когда девушка пришла домой, мать стала бранить её за то, что она замешкалась у источника.

— Простите, матушка, — сказала бедная девушка. — Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ её упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.

— Смотрите-ка! — сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. — Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга... Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всём, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с её уст.

— Ну, если так, — сказала мать, — надо мне послать к источнику и старшую дочку... А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.

— Ну вот ещё! Охота мне тащиться в этакую даль! — отвечала злючка.

— А я хочу, чтобы ты пошла! — прикрикнула на неё мать. — И сию же минуту, без разговоров!

Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме.

Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)

— Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? — сказала девушка дерзко. — Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне всё равно. Пейте, если хотите...

— Однако вы не очень-то любезны, — сказала спокойно фея. — Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое со- Рвётся с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!

Как только девушка вернулась домой, мать кину, лась к ней навстречу:

— Это ты, доченька? Ну как?

— А вот так, матушка! — буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.

— Ах, боже мой! — вскрикнула мать. — Да что же это такое? Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра во всем виновата. Ну, поплатится же она у меня!.. — И она кинулась на младшую дочку с кулаками.

Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.

Там и встретил её молодой принц, сын короля этой страны.

Возвращаясь с охоты, он нашёл в чаще прекрасную девушку и, подивившись её красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чём так горько плачет.

— Ах, сударь, — ответила красавица, — матушка прогнала меня из дому!..

Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою историю.

Королевский сын влюбился в неё. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданого, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увёз девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней.

Ну а старшая сестра с каждым днём становилась всё противнее и несноснее. В конце концов даже собственная мать не выдержала и прогнала её из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти пристанища и умерла, отвергнутая всеми.

Тема урока: Шарль Перро «Подарки Феи». 3 класс. УМК XXI века.

Цель урока:

  • познакомить со сказкой зарубежного писателя Шарля Перро «Подарки Феи»;
  • выявить сходство и различие между русскими народными и зарубежными сказками;
  • учить учащихся пользоваться ознакомительным, поисковым и просмотровым видам чтения;
  • воспитывать любовь к чтению, положительный мотив к учению.

Оборудование: портрет Ш. Перро; выставка книг; таблицы для развития поля зрения; сигнальные карточки с цифрами для оценки работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Дыхательная гимнастика

Проведём дыхательную гимнастику.

Упражнение «Пушинка».

Представьте, что на вашей ладони пушинка. Мы должны на неё дуть медленно равномерно, чтобы она кружилась в воздухе над ладонью и не улетала. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на пушинку. Она должна кружиться над ладонью. Приготовились! Начали!

Упражнение с шарами.

Упражнение с шарами развивает диафрагму, помогает говорить свободно, без напряжения, не проглатывая звук во время разговора.
– Вдох через нос.
– На вдох нюхаем цветы.
– Какой нежный аромат, какой он тонкий, наполняющий.
– На выдох надуваем шар.
– Приготовились, начали.
– Кто первый поднял шар над головой?
– Посмотри, какой объём лёгких у тебя, у других.
– Сделай вывод: кому надо работать над увеличением объёма лёгких.

III. Настроим зрительный аппарат

Упражнения на развитие поля зрения и укрепления мышц глаз.

1. Числовые таблицы Щульте. (таблицы у каждого ученика)

Памятка

1) Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их ка­рандашом.
2) Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом чисел.
3) Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

2. Таблица с геометрическими фигурами , (таблица у каждого ученика, говорят все вместе хором)

Памятка

1) Держа в поле зрения всю таблицу, последовательно пересчитай вслух все фигуры.
2) Начинай счет с верхнего ряда слева направо: первый треугольник, первый угол, первый круг, второй треугольник, первый отрезок, вто­рой круг, второй отрезок, и т.д. до конца таблицы.

3. Поисковая таблица

а) По сигналу «Начали» учащиеся молча, вертикальным движением глаз считают сколько раз встречается в таблице знак (+). По окончании счёта сообщают результат шёпотом учителю на ушко, затем несколько человек говорят результат вслух, если не совпадают ответы, считают все вместе. (Правильный ответ – 17)

б) Сколько раз встретиться в таблице буква «ф» (правильный ответ – 9). (методика проведения та же).

в) Сколько раз встретятся в таблице числа 9 и 7. Считать нужно одновре­менно два числа (Правильный ответ – 12 и 10)

г) восстанови пословицу:

27-193-24-208 107-22 113-191 3-185-4-87 103 204-192-8-103-188-132

Доброе дело без награды не останется.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Какие ещё пословицы на эту тему вы знаете?

За доброе жди добра, за худое – худа.
Доброму везде добро.

IV. Артикуляционная гимнастика

А теперь настроим наш речевой аппарат.

1) Медленно читаем с доски по указке:

Ловкий Лёва ладит лыжи,
Красит раму Рома рыжий.
Коля колет ломом лёд,
Саня сани сам везёт.

2) На одном дыхании.
3) Постепенно убираю листики, дети воспроизводят текст по памяти.
4) В темпе скороговорки.
– Чему учит нас эта скороговорка? (самостоятельности )

Антиципация

В диалоге опущена часть реплик. Необходимо восстановить их.

– Какой у нас первый урок?
– Я не ответил на вопросы.
– Успею, ещё целый час …
– Нет, я сделаю сам.
– Чему учит нас этот диалог? (Самостоятельности, умению распределять своё время)

V. Упражнение по самопроверке навыка чтения

– Открыли страницу 152.
– Приготовились, начали!

Упражнение «Жужжащее чтение»

– Стоп! Сосчитали! Прибавили столько же.
– Сколько слов?
– У кого больше 70?

VI. Проверка домашнего задания

– На прошлом уроке мы работали над произведением А. П. Чехова «Ванька».
– Дома вы должны были придумать продолжение.
– Чем закончилась эта история? (Да, бываю же чудеса в жизни, но чаще они происходят в сказках).
– Давайте вспомним, какими бывают сказки?
– На какие группы делим все сказки? (Литературные и народные.)
– Вспомним некоторые из них.

VII. Викторина по сказкам

1. Из какой сказки? (слова)

– Вези, вези её, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы глаза её не видали. Вези её в лес на трескучий мороз. (р.н.с. «Морозко» )
– А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая Триглазка. (р.н.с. «Хаврошечка» )
– Что же ты, брат, без жены пришёл? Хоть бы в платочке принёс! (р.н.с. «Царевна-лягушка» )
– Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. (р.н.с. «Аленький цветочек» )

2. Как называется сказка? (фотографирование)

Показываю иллюстрации к сказкам:
«По щучьему веленью».
«Сивка-бурка».
«Гуси-лебеди»

VIII. Работа над темой

Русские народные сказки вы хорошо знаете. Сегодня мы начнём изучать сказки зарубежных писателей.
– О чём мы узнаем, изучая эту тему?
– Стр. 147. Прочитай Оля! Серёжа!
Сегодня мы познакомимся со сказкой Шарля Перро «Подарки Феи».


1628–1703

Шарль Перро – французский сказочник, родился в Париже в 1628 году. Всего перу сказочника принадлежат 11сказок, основанных на народных сюжетах.
Это «Красная шапочка», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка» и другие.
В России сказки Шарля Перро впервые были переведены в 1768 году и назывались «Сказки о волшебниках с нравоучениями».

IX. Чтение и анализ произведения

I часть. 1) Упражнение «Финиш».

– Какой была старшая дочь?
– Какой показана младшая дочь?
– Приготовились. Начали!

2) Вопросы по восприятию текста.

– Какой была старшая дочь? Найдите слова в тесте. (Старшая – вылитая мать: то же лицо, то же характер. Груба, спесива, заносчива, злая.)
– Ребята, вам встретились незнакомые слова:

(на доске)

Спесива – высокомерна
Заносчива – чванлива
– Найдите в прописи на стр. 60 № 1.
– Прочитай Максим.
– Давайте запишем какой была младшая дочь.
– Вам встретилось незнакомое слово кроткая – незлобная, покорная, добрая.

3) Повторное чтение «цепочкой».

– Кто из дочерей вам больше понравился? Почему?
– Как вы думаете, какая главная мысль этой части?
– Кого автор показывает в этой части? (Двух дочерей .)
– Как звучит второе задание в прописи?
– Прочитай Олег.
– Как озаглавим?

I часть. Две дочери.

II часть. 4) Чтение учителем (До слов «Ну, если так, …)

Вопросы после чтения:

– Как вела себя младшая дочь с бедной женщиной у ручья? Найдите эти слова.
– Какой мы видим младшую дочь? (Доброй, внимательной, ласковой )
– В чём это проявляется? Найдите. (Тётушка, сполоснула поскорей, воды зачерпнула в самом глубоком и чистом месте, придержала кувшин, чтобы удобнее было пить )
– За что наградила фея младшую дочь? (За то, что девочка так мила и учтива )
– Какая главная мысль II части?
– Как озаглавим?
– Запишем.

II часть. Младшая дочь и подарки феи.

III часть. 5) Упражнение «Жужжащее». (чтение до слов «Бедняжка в страхе бросилась бежать» (стр. 150)

Цель чтения: подготовиться к чтению в лицах.
Прочитав, вы должны узнать:
– кто действующие лица;
– подумать каким тоном каждая из героинь будет читать свою роль.

а) «Жужжащее» чтение (после чтения)

– Кто действующие лица?
– Кто хочет читать?
Мать – Джакунбаева Лера
Старшая дочь – Медведева Алина
Фея – Курбанова Амина
Автор – Барышенская Ольга
– Как будем читать слова феи? (Спокойно )
– Старшей дочери? Найдите в тексте. (Сказала девушка дерзко , матери буркнула. )
– Слова матери? (Испуганно )

б) Чтение в лицах.

– Ребята, справились наши герои с заданием, показали образы действующих лиц?
– Какая главная мысль III часть?
– Как озаглавим?
– Запишем.

III часть. Старшая дочь и подарки феи.

Физкультминутка.

  1. Закройте глаза и массажируйте веки круговыми движениями пальца от носа к наружнему краю глаза и от наружнего края глаза к носу.
  2. С силой потрите ладонь о ладонь, поднесите ладони к закрытым глазам, мысленно произносим: «Я чувствую, как тепло из моих ладоней переходит в глаза, глаза отдыхают. Мне хорошо, приятно.

IV часть. 6) упражнение «Разведка».

– Как сложилась дальнейшая судьба дочерей? (Дети объясняют )
– Как сложилась судьба младшей дочери?
– Что произошло со старшей?
– Какая главная мысль этой сказки?
– Что показал автор?

IV часть. Запишем «Дальнейшая судьба дочерей».

– А теперь прочитаем весь план.

X. Моделирование обложки

– С каким литературным жанром мы сегодня работали?
– Как обозначается сказка?
– Какая это сказка? (Волшебная )
– Как обозначим? – синий или фиолетовый цвет.

– С какими героями мы познакомились?
– Какие они? (Положительные и отрицательны )
– Кто положительный герой?
– Кто отрицательный?
– Какая похожая сказка есть у русских сказочников? («Про ленивую и радивую» (р.н.с.), «Морозко» (р.н.с.), «12 месяцев» (С. Я. Маршак)

XI. Итог

– Чем эта сказка похожа на русские народные сказки?
Чудеса: говорит, а с губ цветы, драгоценные камни падают жабы, гадюки плюхаются.
Превращения: в бедную женщину, в принцессу.
– Какие особенности? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. )
– Давайте ещё раз прочитаем концовку.
– Почему автор так заканчивает сказку? (Зло наказано. )
– Какая главная мысль?
– Что хотел сказать автор? (В сказках есть такая концовка: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». )
– Какой урок вы получили сегодня? (Одиночество – самое страшное в жизни, потому мы должны быть добрыми, милосердными. )
– Какими пословицами можно выразить главную мысль сказки? (Читаем пословицы с доски).

XII. Рефлексия . Закройте глаза, прислушайтесь к своему настроению, вспомните свою роль и участие в уроке, попробуйте оценить свою работу объективно и покажите, какую оценку вы себе поставили.
– Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.
– Мне хотелось бы закончить урок такими словами … (на доске слова)

Жила когда-то на свете вдова, и были у неё две дочери. Старшая – вылитая мать: то же лицо, тот же характер, смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше.

А младшая дочка была вся в покойного отца – добрая, приветливая, кроткая, да к тому же ещё и красавица, каких мало.

Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла её работать с утра до ночи, а кормила на кухне.

Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды.

Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.

– Пейте на здоровье, тётушка, – сказала добрая девушка.

Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтоб удобнее было пить.

Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:

– Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про неё рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадёт с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!

Когда девушка пришла домой, мать стала бранить её за то, что она замешкалась у источника.

– Простите, матушка, – сказала бедная девушка. – Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ её упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.

– Смотрите-ка! – сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. – Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга… Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всём, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с её уст.

– Ну, если так, – сказала мать, – надо мне послать к источнику и старшую дочку…

А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.

– Ну вот ещё! Охота мне тащиться в этакую даль! – отвечала злючка.

– А я хочу, чтобы ты пошла! – прикрикнула на неё мать. – И сию же минуту, без разговоров!

Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме.

Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)

– Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? – сказала девушка дерзко. – Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне всё равно. Пейте, если хотите…

– Однако вы не очень-то любезны, – сказала спокойно фея. – Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвётся с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!

Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:

– Это ты, доченька? Ну как?

– А вот так, матушка! – буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.

– Ах, боже мой! – вскрикнула мать. – Да что же это такое? Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра во всём виновата. Ну, поплатится же она у меня!.. – И она кинулась на младшую дочку с кулаками.

Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.

Там и встретил её молодой принц, сын короля этой страны.

Возвращаясь с охоты, он нашёл в чаще прекрасную девушку и, подивившись её красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чём так горько плачет.

– Ах, сударь, – ответила красавица, – матушка прогнала меня из дому!..

Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою историю.

Королевский сын влюбился в неё. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданого, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увёз девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней.

Ну а старшая сестра с каждым днём становилась всё противнее и несноснее. В конце концов даже собственная мать не выдержала и прогнала её из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти пристанища и умерла, отвергнутая всеми.