Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «я патриот, я гражданин» . Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания школьников

Гражданское и патриотическое воспитание

в условиях модернизации образования.


Торохтий Владимир Свиридович,

доктор педагогических наук, профессор,

декан факультета социальной педагогики

Московского городского психолого-педагогического университета

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.

В ходе реформы были достигнуты: гуманизация образования, инновационность обучения, делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Государство перестало масштабно контролировать образовательный процесс - отсутствует цензура. Образовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора. Государственными образовательными стандартами общего среднего и высшего профессионального образования предусмотрены: национально-региональный компонент, вузовский компонент, школьный компонент, ученический компонент, дисциплины по выбору студента.

Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина. И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированны на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.

Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.

На этом фоне актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политики государства. Реализация государственных программ, направленных на воспитание человека, как гражданина своей страны, требуют переосмысления всей педагогической и социальной деятельности государственных институтов, сопричастных с воспитанием и образованием детей и молодежи. И одним из важных элементов огромной системы социального воспитания является организационный потенциал социально-педагогическими деятельности всех социальных институтов.

Необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования определяется рядом обстоятельств:

  • обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.
  • необходимостью осмысления учащимися процессов, протекающих в обществе, образовании, в изменении самого человека,
  • усилением гуманитаризации содержания образования,
  • непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин,
  • введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;
  • изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;
  • вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения,
  • созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В-А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Е.А.Ямбург и другие.

Опыт работы ОУ гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.

Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность того и другого определяется участием в жизни общества и государства. Гражданственность является нравственно-политическим качеством личности, нравственным критерием которого является патриотизм.

Основная воспитательная задача гражданского воспитания – это не только привитие любви к Родине, но и формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за будущее своей страны .

Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие ценности с учетом национальных особенностей, тогда как в реальной жизни он зачастую сталкивается с разнообразными нравственными ориентирами, с отсутствием нравственного стержня.

Так Л.С. Выготский говорил: "Годы подростничества - годы формирования подростка, в первую очередь его общественно-политического миросозерцания…". Это годы, когда решение проблем " которые выдвигает перед подростком сама жизнь, и решительное вступление его в качестве активного участника в эту жизнь, требует для своего разрешения развития высших форм мышления … содержание мышления становится внутренним убеждением говорящего, направленностью его мыслей, его интересом, нормой его поведения, его желанием и намерением…".

Важнейшим в социально-педагогической деятельности гражданского воспитания является организация целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой и социальной действительностью. Так как «никто не может жить в обществе и быть от него свободным», можно добавить, что в обществе должно быть реализовано не просто право свободного выбора своего жизненного пути, но и должна быть предоставлена возможность для проявления своих способностей. Молодежь должна быть востребована обществом.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.

Становление гражданского общества является основной целью гражданского воспитания и является приоритетным в социальной политике государства .

Возникновение гражданского общества детерминировано разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.

Воспитательная система, традиционно сложившаяся в образовательных учреждениях страны, не обладая возможностью быстрого переустройства, распалась и во многом подменилась узким предметным обучением; налицо резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодёжной среде. Современные исследователи проблем воспитания отмечают, что сегодня гражданский облик учащихся весьма противоречив. Для части молодежи характерна достаточно высокая социальная активность: участие в неформальных группах, митингах, демонстрациях и т.д.; в то же время очевидна растерянность перед сложными идейно-политическими проблемами, противоречиво отражаемыми в разных средствах информации.¹

Как показали результаты опроса, в последние годы заметно изменились ценностные ориентации, мировоззрение молодежи в целом. Если в конце 90- х годов школьники в качестве примеров проявления патриотизма называли имена П. Корчагина, З. Космодемьянской, Ю.Гагарина, то в наши дни общественный идеал получает иную направленность. Старшеклассники в ряды героев ставят людей предприимчивых, богатых, влиятельных, суперменов. Причем, положительное отношение к предпринимательству старшие школьники объясняют тем, что не хотят, как их родители, весь день работать на государственном предприятии, не получая зарплаты. Они считают, что предприниматель работает на себя и умеет организовать работу так, чтобы получать большую прибыль.

Сравнительный анализ направленности профессиональной деятельности показывает, что более 10 лет назад большинство учащихся мечтали быть космонавтами, врачами, инженерами, учеными: “Чтобы приносить пользу людям”. Причем в качестве основного мотива своего выбора старшеклассники указывали мотив интересов общества, государства, других людей.

Среди современных старшеклассников проявляются мировоззренческая индифферентность, анархические настроения, нежелание участвовать в организованных формах воспитательной работы.

Сложившееся положение, по мнению Н.Е.Щурковой, является следствием распространения в обществе квазиценностей, таких как “сила”, “мистика”, “богатство”, “секс”, “индивидуализм” и их пропаганды в средствах массово информации, что породило растерянность и пассивность педагогов страны».1

Растерянность и пассивность педагогов страны порождена еще и тем, что “сверху” уже не задаются точные идеологические установки, не предлагается набор добродетелей, которыми должен обладать молодой человек, нет и привычной жесткой структуры контрольных органов, не позволяющих сбиться с общего пути.

В такой сложной социально - психологической обстановке возникает острая необходимость научно-теоретического пересмотра педагогических позиций.

В то же время профессиональная подготовка учителя в системе вузовского образования не отвечает педагогическим запросам времени. Будущего педагога целенаправленно не подготавливают к формированию личности гражданина, которому предстоит жить в современном демократическом обществе, правовом государстве и быть счастливым в этой жизни. Анализ вузовских учебников педагогики¹, который мы провели с целью отследить отражение проблем гражданского воспитания в вузовских учебниках педагогики, выявил следующее. В основных для студентов 90-х годов учебниках “Педагогика” Ю.К. Бабанского (1983г.) и И.Ф. Харламова (1990г.) такого направления в содержании воспитания, как гражданское, нет. Такая же картина характерна для многих учебников и учебных пособий по педагогике последнего десятилетия. Так, не выделяют гражданское воспитание в основных направлениях содержания воспитания П.И. Пидкасистый (Педагогика, Москва 2004 г., допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям), В.С. Безрукова («Педагогика», Екатеринбург, изд. ”Деловая книга”1996г.), Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин («Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по базовому курсу “ Психология и педагогика», Ростов - на- Дону.,1999г.), Н.К. Степаненков («Педагогика», Минск., 2001). Б.Т. Лихачев в своем учебнике педагогики (М.,2000г.) выделяет гражданское воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе как отдельную тему, но не дает определения данному понятию, а лишь очерчивает рамки понятия вопросами политического, патриотического и интернационального, правового воспитания. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов дают определение термину «гражданское воспитание» (”Педагогика”- М.:Школа-Пресс,1998) и выделяют его как отдельное направление содержания воспитания: “Содержание гражданского воспитания в школе и в семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.”. И.П. Подласый («Педагогика», М., Гуманитарный издательский центр “ Владос”, 2000) определяет подготовку человека к выполнению своей роли гражданина как цель воспитания и выявляет конкретные качества и обязательства гражданина.

Таким образом, можно согласиться с Н.Е. Щурковой, которая утверждает о призрачной профессиональной подготовке к организации тонкого и сложного воспитательного процесса: «небольшое количество времени, отведенное на подготовку специалиста в области воспитания, вынуждено тратиться лишь на изучение азов по организации некоторых форм работы с детьми вне урочной деятельности. Такая постановка дела сама по себе формирует у студента - педагога ложное представление о разрыве обучения и воспитания, об автономности этих процессов и независимости их друг от друга, а ещё хуже, о приоритетности обучения над воспитанием и второсортности воспитательного процесса в сопоставлением его с процессом обучения».

О низком уровне подготовки студентов педагогических вузов к осуществлению гражданского воспитания школьников свидетельствуют также исследования О.П. Песоцкой и Н.А. Вахрушевой.

Отсутствие целевой установки на необходимость осуществления специальной работы по гражданскому воспитанию приводит к тому, что данная цель выпала в практике современных школ из воспитательных планов, учебных программ, деятельности организаторов воспитательной работы, учителей-предметников.

Между тем, рассматривая гражданское воспитание как систему профессиональной деятельности педагога, мы неизбежно выходим на проблему целеполагания. По В.А. Сластенину, цель является «системообразующим фактором педагогического процесса»; с ним солидарен и Б.Т. Лихачев, заявляющий: «Центральным звеном всякой педагогической системы являются цели воспитания детской личности».

Мы считаем недостаточным использование общих форм воспитательной работы со студентами в процессе занятий, проведения практики и других мероприятий, напротив, необходима система работы по гражданскому воспитанию, включающая активное использование возможностей процесса модернизации образования, в частности, полного использования вузовского компонента и дисциплин по выбору, включая такие дисциплины как, например, «Теоретические основы гражданского воспитания», «Формы и методы гражданского воспитания подростков» и другие.

Исходя из сказанного выше, подчеркиваем, что вопросы цели гражданского воспитания и содержания гражданского воспитания неразрывно связаны, их невозможно расчленить, решать отдельно, это синкретическое единство, не поддающееся разъединению, а элементы его - отдельному и независимому существованию друг от друга, и практическая реализация одного из этих вопросов в автономности своей бесплодна. Убедиться в этом можно уже сегодня, обращаясь к анализу воспитательной работы тех школ, которые, забыв о цели воспитания, разрабатывают внедрение содержание гражданского воспитания и низкими результатами своего профессионального труда дискредитируют идею содержания гражданского воспитания. “Воспитательные воздействия, как бы они не были хороши сами по себе, не обеспечивают глубоких и прочных результатов, если применяются от случая к случаю, вне системы” (Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности целостного учебно – воспитательного процесса. - М.,1993).

Только определив цель, можно очертить нормативное содержание гражданского воспитания. Однако, как показывает анализ реального состояния гражданского воспитания старшеклассников в целостном педагогическом процессе школы, необходимость системного, целевого подхода к управлению процессом формирования гражданственности старшеклассников в практике современной школы не выполняется. В учебно - воспитательных планах обследованных нами пяти школ, планах классных руководителей, календарно - тематических и поурочных планах учителей - предметников, учебных программах по предметам вопросы гражданского воспитания учащихся или не отражались вообще, или редко и бессистемно.

Не искусственные увязки обучения с воспитанием, а правильная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, умелое использование содержания учебного материала и соответствующих этому содержанию технологий обучения способствуют формированию гражданственности старшеклассников.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования гражданина. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития процесса гражданского воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы гражданского воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс воспитания, искажения его подлинной человеческой природы, прагматизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию юного гражданина выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие процесса воспитания гражданина, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не сле¬пого их воспроизведения, а творческого использования. «Собственное» не исходно, а производно, хотя, став таковым, оно приобретает важнейшую функцию внутри дальнейшего процесса формирования деятельности индивида (В.В. Давыдов, 1986, -С. 48).

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка (С.Л. Рубинштейн, 1976, -С. 191), организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие гражданской позиции — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности» (Л. И. Божович, Т. Е. Конникова, 1967).

Как справедливо указывал Л. С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником» (1982, т. I, с. 192).

Такой подход к построению процесса гражданского воспитания, как активного целенаправленного формирования личности гражданина, согласуется с методологической установкой ОУ на оценку роли общества и места растущего человека в становлении его личности.

Управление процессом гражданского воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности старшеклассника. Это означает, что на определенном этапе развития личность гражданина может продвигаться дальше как самостоятельно, так и под руководством взрослых, в сотрудничестве с более умными «сотоварищами». Целенаправленное формирование личности юного гражданина предполагает ее проектирование (термин введен А. С. Макаренко 1957, т. 5, -С.9), но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии; с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Такое формирование нередко предполагает и соответствующее коррегирование, т. е. выправление, улучшение тех или иных качеств личности гражданина. Ибо, как отмечал А. С. Макаренко, «каким бы цельным ни представлялся человек, в порядке широкого отвлечения, все же люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал для воспитания и выпускаемой нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен. Общие и индивидуальные черты личности в отдельных живых явлениях образуют бесконечно запутанные узлы» (I960, т. 5, с. 466).

Но при этом не уменьшается, а, наоборот, возрастает роль общего проекта, роль целенаправленно организованной системы воспитания гражданина. Не может быть колебаний, писал А. С. Макаренко, — стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых. «Я допускал «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым».

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее гражданского воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение учащегося, подростка в организованную взрослым деятельность, в процесс которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения старшеклассников.

Таким образом, основными социально-педагогическими качествами, лежащими в основании развития гражданственности учащихся, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

Воспитание гражданственности не протекает изолированно от всего процесса воспитания личности. Анализ природы гражданственности показывает, что в личности она выступает в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими качествами. Следовательно, говорить об особой сущности процесса воспитания гражданственности, отличной от сущности всего процесса воспитания личности в целом, будет неверно. Речь может идти лишь о некоторых особенностях этого процесса, вытекающих из своеобразия жизненных явлений, обстоятельств, педагогических условий и факторов, воздействующих на формирование гражданственности.

Анализ же педагогической и методической литературы, наблюдения за работой учителей средних школ показывают, что воспитанию гражданина, формированию его личностных качеств в процессе учебно-познавательной деятельности уделяется недостаточное внимание. Как результат, готовность учителей к реализации воспитывающей и развивающей функций процесса обучения находится на низком уровне. Учителя оставляют воспитание “на потом”, на внеклассную работу, забывая при этом, что одна из главных задач воспитания - воспитание активного гражданина - требует взаимосвязанных и дополняющих друг друга разносторонних знаний (как научных, так и идейных, нравственных и т.д.), положительного отношения к ним и опыт высоконравственного поведения, которые возможны только в преднамеренной, целенаправленной, систематической, длительной, охватывающей всех детей, всесторонней деятельности.

Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция учащегося возникает не как итог некоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Только в контексте целостного опыта старшеклассника внутри его практических взаимоотношений все, без исключения, «воздействия» на него приобретают то или иное педагогическое значение.

Данные, полученные в исследованиях Д. И. Фельдштейна показывают, что одновременное участие детей в социально признаваемой деятельности постоянных и временных коллективных объединений, составляющих в целом единый многоплановый коллектив, придает личностным интересам школьников новую дополнительную ценность, ориентируя их на решение социально значимых задач.

Каковы же современные механизмы формирования гражданственности у учащихся образовательных учреждений ?

Важнейшим механизмами формирования гражданственности, реализуемыми образовательными учреждениями, является социально-педагогическая деятельность с молодежью и накопленный опыт в сфере социального воспитания. Для России эта область является достаточно новой. Как обособленный, профессиональный вид деятельности, социальная педагогика формируется последние 10-15 лет, но именно она охватывает все необходимые для формирования полноценной личности, сферы жизнедеятельности.

Привлечение подростков к совместной деятельности со старшими членами организации в социальных проектах коллектива школы способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Это связанно в первую очередь с сильной загруженность учащихся, как в школе, так и на дополнительных занятиях, с элементарной усталостью от занятий, от сидения за партой. Необходима организация различных форм и видов деятельности – сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.

1. Лекционные занятия лучше проводить в неформальной обстановке, в форме групповых обсуждений, семинаров, коллоквиумов на заданную тему. Таким образом, решается сразу две задачи: выявляется первоначальный уровень знаний ребят на определенную тему, и в дальнейшем в ненавязчивой форме преподносится новый учебный материал.

2. Эффективным направлением является туристско-краеведческая деятельность - походы, во время которых проводятся психологические тренинги и совместные обсуждения с кратким обзором истории и традиций данного края.

3. Участие в восстановительных работах при храмах и церквях формирует у подрастающего поколения духовную сферу, приобщает к истории величия и значимости России в мировом пространстве.

4. Важным элементом гражданского воспитания является формирование адекватных представлений о собственных правах и обязанностях, о власти и властных отношениях в расширяющейся системе социальных институтов (семья, учебные заведения и т.д.).

5. Проведение учебного курса «Гражданское воспитание в современных условиях» включающий в себя ряд дисциплин: политология, экономика, история России, экономическая и социальная география, Отечественная литература, Москвоведение (для ОУ Московского региона) и др.

Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы живем.

Творческая работа в ОУ дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщают к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.

Можно привести примеры мероприятий, проводимые современной школой в рамках гражданского воспитания учащихся :

Сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;

Выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;

Участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;

Забота о местных ребятах: обучение их разнообразным играм, песням, творческим делам, проведение таких дел вместе с ними; например, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, игры «Город веселых мастеров», веселой спартакиады;

Забота старшеклассников о малышах: организация детской площадки, показ диафильмов, изготовление игрушек на трудовой фабрике;

Забота (вместе с местными ребятами) о взрослых жителях, например с помощью сюрпризов;

Помощь в сельскохозяйственных работах, в охране природы, в озеленении.

Каковы же основные пути гражданского воспитания?

Гражданское воспитание– это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Компетентностный подход в гражданском воспитание предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского воспитание (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий).

Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:

  • Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
  • Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
  • Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
  • Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
  • Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Поскольку гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому стандарты в гражданском воспитание должны строиться на принципиально иных основаниях и, прежде всего, не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Пока создать такие стандарты, стандарты нового поколения, не удалось, и до тех пор, пока они не появятся, внедрение стандартов в учебный процесс недопустимо.

В связи с этим возникает несколько вопросов:

Во-первых о роли учебных дисциплин в гражданском образовании.

Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).

Предметы социально-гуманитарного цикла дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Независимо от того, избран ли сквозной вариант преподавания предметов этого цикла (один предмет, проходящий через весь период обучения), либо их рациональное сочетание по ступеням образования (последовательно сменяющие друг друга предметы), эти предметы должны являться основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью учащихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни ОУ. В этом плане урок может и должен стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.

Во вторых, о роли учебного заведения в гражданском образовании.

Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом ОУ, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни школы, колледжа, вуза. Уроки граждановедения или обществознания не способны сами по себе сформировать гражданина, тем более, если отношения в учебном заведении не являются демократическими. Гражданское воспитание – это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

Значительно углубляет и расширяет демократический уклад жизни привнесение в него опыта участия ребенка в образовательных и социальных пространствах вне учебного заведения. Это требует тесной связи школ и вузов с учреждениями дополнительного образования, социальными и общественными организациями.

В-третьих, вопрос подготовки педагогов к реализации идей гражданского образования.

От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского воспитание, характер уклада жизни этого заведения.

Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.

Решить эту задачу можно только совместными усилиями всех педагогических образовательных учреждений. При этом педагогические университеты (институты, факультеты) должны выступать системообразующим фактором, объединяющим и координирующим деятельность педагогических классов средних школ, педагогических колледжей (училищ), системы последипломного образования учителей, а также общественных центров, исследующих проблемы гражданского образования. Условием эффективной реализации основных задач гражданского воспитание в вузах является создание системы адресной подготовки преподавателей высшей школы – координаторов гражданского образования.

В-четвертых, вопрос формирования гражданской позиции у учащихся ОУ .

Гражданская позиция формируется в результате рефлексии оснований (компонентов) гражданских действий и поступков (как своих, так и чужих). При этом эмоциональный компонент, на наш взгляд, имеет важное значение, так как позволяет еще до осознания дать (прочувствовать) оценку событию.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведении человека.

Гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции – это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и страну.

Одним из главных чувств в формировании гражданина является чувство гордости за свою страну, ее историю, народ.

Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за нее.

Воспитание патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение – чувства, формирующиеся с детства на протяжении жизни человека. Сначала это любовь к матери, к отчему дому, с годами становящаяся более зрелой и дополняющаяся любовью к своему краю, городу, где человек живет, перерастающее в любовь к Родине, уважение к ее истории, гордость за свой народ и желание его защищать.

В-пятых, вопрос формирования чувства гражданской ответственности, долга, совести.

Гражданская ответственность включает в себя осознание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются критика безнравственных проявлений, взаимопомощь, умение мобилизовать себя и других на противодействие асоциальным проявлениям. Гражданская ответственность находит наиболее полное выражение в чувстве гражданского долга.

Наиболее специфическим саморегулятором гражданского поведения человека является совесть. Совесть - это не только чувство вины, стыда за содеянное во вред другим людям, но она и побуждает к свершению высоконравственных поступков. Сфера влияния совести шире, чем сфера гражданского долга.

В неразрывной связи с понятием долга находятся понятия гражданской чести и достоинства. В них в отличие от понятия "долг", где нравственные требования выражены в форме "надо", моральное требование выполняется ради сохранения и поддержки престижа в глазах других людей. Чувство собственного достоинства - это отраженный и преобразованный социальный интерес и потребность в гуманном отношении ко всякой личности, т.е. "опосредованный интерес других" (А.И.Титаренко). Чувство собственного достоинства не только помогает оценивать характер нравственной ситуации, но и служит импульсом для поступков с четкой ценностной ориентацией.

Уровень гражданской воспитанности старшеклассников, профессиональная зрелость педагога и методический инструментарий воздействия на личность - вот те три основных показателя, которые, по нашему мнению, достоверно отражают эффективность деятельности педагога по формированию у старшеклассников гражданской позиции.

На наш взгляд в число основных задач педагогических учебных заведений могут быть включены:

  • Развитие у будущих педагогов (учителей) ключевых компетентностей, необходимых для успешной реализации идей гражданского воспитание.
  • Проектирование образовательной среды педагогического учебного заведения как пространства накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданственности специалиста.
  • Разработка и обоснование модели гражданского воспитание в вузе (ценности, цели, содержание, технологии, условия и ресурсы) при непременном учете региональной специфики.
  • Разработка и внедрение в учебный процесс курсов и модулей, связанных с подготовкой будущих педагогов как активных участников процесса демократизации школы, в том числе формирования демократического уклада школьной жизни, осуществляя при этом тесное сотрудничество со школами и другими учебными заведениями, прежде всего, с теми, где ведется активная работа в этом направлении.
  • Акцентирование и обогащение граждановедческой проблематики в содержании психолого-педагогических, общегуманитарных и специальных учебных дисциплин.
  • Создание информационного обеспечения гражданского воспитание: интегративных курсов, учебных модулей, различных программ практики, банка данных, ориентированных на становление педагога-гражданина.
  • Разработка критериев и показателей эффективности гражданского воспитание и диагностического инструментария для отслеживания динамики становления ключевых гражданских компетентностей будущего педагога.

Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массового масштаба реальных образцов одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных, межличностных и межконфессиональных отношениях.

Наиболее эффективным является привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского и патриотического воспитания, непосредственно с подросткового возраста.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

На протяжении уже многих лет, со времени многочисленных трансформаций, начавшихся с конца 80-х годов и продолжающихся в настоящее время в условиях реформирования в образовательной сфере, проблема воспитания по-прежнему остается нерешенной, особенно на высоком, официально-административном уровне. Несмотря на то, что практика переходного периода показывает безусловную необходимость воспитания подрастающего поколения на всех уровнях на основе прежде всего ценностей, традиций и богатейшего опыта не только Российской империи, но и советского времени, институт воспитания в нашем обществе по-прежнему остается под вопросом.

Во многом это объясняется отсутствием национальной идеи, идеологии и, как следствие, стратегии развития России в важнейших сферах, среди которых образование занимает не последнее место. Насаждаемая со времени пресловутой «перестройки» идеология либерализма, глубоко проникшая особенно в гуманитарные отрасли российской науки, лишает воспитание права на самостоятельное существование и нормальное функционирование, подменяет его так называемым свободным развитием, саморазвитием, непомерным возвеличением личности, в отношении которой недопустимо воздействие, в том числе позитивное, и соответственно исключает государство из этого процесса.

Эрозия нравственности и культуры, многочисленные факты аномалий в человеческих взаимоотношениях, в семье, образовательных учреждениях, социальных общностях и группах нашего общества свидетельствуют о глубочайшем кризисе института воспитания. Данный институт во многом дисфункционален, существует в самом неопределенном, размытом, полуразрушенном виде как некий анахронизм, сохранившийся благодаря инерции исторического прошлого и вопреки интересам и воле тех, от кого зависит его настоящее и будущее. Коррозия воспитания достигла такой степени, что его эффективность сведена к минимуму даже в Вооруженных Силах, важнейшее предназначение которых - не только готовить, но и формировать граждан, способных достойно защищать наше Отечество от многочисленных угроз национальной безопасности.

Жизнь показывает, что воспитание заменить ничем нельзя. Все сказанное Аристотелем о роли государства в воспитании подрастающего поколения более двух тысяч лет назад остается незыблемой аксиомой. Никакие суррогаты, вариации, инновации и т.п., призванные «модернизировать», а по сути - устранить воспитание, равно как и бесконечные многообразные эксперименты, осуществляемые с этой целью на протяжении уже двадцати лет, не могут быть оправданы, приняты и не имеют перспективы. Надо развивать и совершенствовать само воспитание , а не то, что может якобы заменить его, некие альтернативы, рекомендованные из-за рубежа, где (прежде всего в странах Запада) проблемы подрастающего поколения все более обостряются, заходят в тупик, не имеют реальных путей решения.

В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений является появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов современного воспитания различных категорий российских граждан, особенно молодежи.

Одной из таких проблем является гражданско-патриотическое воспитание , которое рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования, в том числе фундаментального научного уровня, посвященные этой проблеме, все еще не привели к пониманию гражданско-патриотического воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившимися в советский период, например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и другими.

Большинство диссертационных исследований и научных работ сосредоточено на изучении отдельных, причем не самых важных аспектов гражданско-патриотического воспитания, в то время как рассмотрение его в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этого направления воспитания, которое занимает все более приоритетное положение по сравнению с другими. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность гражданско-патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных позитивно-ориентированных задач в отношении различных категорий современной молодежи.

Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии заключается в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско-патриотического воспитания , которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко - в ущерб и противоположность друг другу. Причем сами эти составляющие, особенно первая из них - гражданское воспитание, все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происходящих в социально-гуманитарных науках, в российском обществе в целом.

Характеризуя в самом общем виде современное понимание гражданско-патриотического воспитания в ракурсе доминирования в нем первого компонента , рассматриваемого многими исследователями, специалистами, в том числе функционерами из Министерства образования и науки России, фактически как гражданское воспитание, приходится констатировать, что они начисто забывают о патриотизме. В качестве компенсации предпринимаются попытки соотнести гражданское воспитание с межнациональным, интернациональным, традиционным, корпоративным, гуманистическим и даже толерантным направлениями. Естественно, что такого рода подмены, явления совершенно иного рода не могут способствовать сколь-нибудь успешному решению проблемы вне зависимости от высоты полета фантазии и утонченности творческих изысков.

В результате отрицания патриотизма или ухищрений, осуществляемых с целью его имитации (подмены), гражданское воспитание приобретает странный, если не сказать больше смысл, доходящий до абсурда. Можно, оказывается, формировать, вернее, создавать все необходимые условия для становления и развития гражданина не только России, но и другого государства (которое богаче и благополучнее России), гражданина всего мира, наконец. Тем самым, порождением гражданского воспитания в таком варианте становится либо гражданственность, включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ее обязанности перед обществом и государством, освобождающая от необходимости решать их проблемы и представляющая, таким образом, формально-правовое членство в определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной, любую привязанность к ней и выступающий в качестве антипода патриотизма.

Именно такая с позволения сказать «гражданственность» и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и располагают большими возможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и для чего, кроме, разумеется, самих себя нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие граждане, безусловно не нужны (равно как и оно им). Аналогично решается вопрос и в отношении воспитания, ориентированного на развитие граждан данного типа.

Таким образом, абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан, представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества и государства, но и для самой личности, высшее предназначение которой - служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.

Патриотическое воспитание, как известно, уже институциализировалось в качестве важнейшего, относительно самостоятельного направления воспитания, причем на высоком официальном уровне. Приняты Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», являющаяся продолжением первой, также 5-летней программы на 2001 - 2005 годы, Концепция с одноименным названием, другие документы и решения, как на федеральном, так и на региональном уровне. Созданы определенные основы системы патриотического воспитания, включающей многие министерства, ведомства, органы и организации, условия их функционирования - организационные, информационные, методические, финансовые и другие. Однако проблем, требующих решения, по-прежнему много. Одна из них заключается в весьма выраженной односторонности, определенной ограниченности патриотического воспитания, актуальность и востребованность которого в современном российском обществе не вызывает сомнений. Это обусловлено самим государственным статусом Программы, предопределяющим высокий ранг ее исполнителей из числа целого ряда государственных институтов при отсутствии среди них общественных организаций и объединений.

Другим важным моментом, заслуживающим особого внимания, является специфика патриотического воспитания , определяемая его задачами, содержанием и особенно формами и средствами конкретной работы. В связи с их большим многообразием и широкими возможностями организации и проведения мероприятий патриотической направленности в самых различных условияхи сферах общественной и государственной жизни, реализация патриотического воспитания, в том числе в рамках Государственной программы осуществляется по ряду направлений, которые еще в большей степени усиливают его специфику (военно-патриотическое, героико-патриотическое, движение Постов № 1, поисковая деятельность, «Зарница», оборонно-спортивный оздоровительный лагерь и т.д.).

Анализ содержания и особенностей этих направлений и наиболее распространенных форм военно-патриотического воспитания свидетельствует о том, что главной целью, которую видят перед собой его организаторы и исполнители, является формирование патриота - защитника Отечества. Это вполне соответствует интересам России, учитывая широкий спектр проблем обеспечения ее национальной, в том числе военной безопасности. Однако осуществляемое в таком виде патриотическое воспитание страдает слабой социальной направленностью, недостаточной обращенностью к явлениям, процессам, происходящим в обществе, к его нерешенным проблемам во всей их сложности и взаимосвязи. Это проявляется, в частности, в слабой связи военно-патриотического воспитания с социокультурным направлением, в явном преобладании военно-исторического компонента над общеисторическим, военного права над гражданским правом и т.д.

Целенаправленное формирование ценностей и качеств патриотической и военно-патриотической направленности в детском, подростковом и юношеском возрасте, особенно осуществляемое в рамках подготовки к военной или государственной службе, связанной с защитой Отечества и обеспечением национальной безопасности России, не в полной мере способствует готовности к социальной адаптации в более широком плане. Обладающий высокоразвитыми патриотическими качествами молодой человек, вступающий в жизнь, при столкновении с негативными фактами и явлениями асоциального, антипатриотического характера может оказаться в трудноразрешимой для него конфликтной ситуации, испытывая сложности в понимании проблем социально-экономического, правового, информационного, психологического и иного плана, их обусловленности соответствующими факторами и причинами, выборе оптимального варианта поведения и конкретных действий и т.п.

Таким образом, односторонность патриотического воспитания, чрезмерная специфика его военно ориентированного направления, слабая связь с другими направлениями воспитания существенно ограничивают их потенциал, особенно в плане развития у российских граждан готовности к полноценной социализации в важнейших сферах общественной и государственной жизни, без чего довольно сложно самореализоваться в достойном служении Отечеству в широком, а не в узко ограниченном смысле.

Появление феномена гражданско-патриотического воспитания в условиях недостаточности и ограниченности каждого из этих его компонентов в отдельности, что в наибольшей мере проявляется на практике, в том числе при анализе результатов деятельности в рамках того или иного направления, представляется вполне закономерным. Сформировавшееся в советский период и имеющее богатейшую практику, глубокие традиции, патриотическое и военно-патриотическое воспитание, адаптируемое в новых, постоянно изменяющихся условиях, может и должно быть усилено другим, более широким, социально ориентированным направлением, преодолевающим его ограниченность и способным обеспечить созвучность и соответствие духу нашего времени. Однако для этого гражданское воспитание, все еще находящееся в процессе формирования, должно не только институциализироваться, но и преодолеть присущие ему негативные стороны, о которых говорилось выше.

Анализируя в этой связи позитивные тенденции развития гражданского воспитания за последнее время , следует отметить, что основная его направленность характеризуется преодолением зацикленности на правовой сфере, обогащением содержания за счет общесоциального и даже духовно-патриотического компонентов. Автор одной из докторских диссертаций, посвященной проблеме гражданского воспитания и успешно защищенной в ГНИИ Российской академии образования в феврале 2006 года Савотина Н.А., взяв за основу определение воспитания как «процесса управления развитием человека посредством создания условий для развития», приходит к выводу о том, что «гражданское воспитание в широком смысле - это создание условий для формирования гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего ей осознавать себя духовно, социально, юридически и политически дееспособной». Гражданское воспитание понимается как вид целенаправленной духовно-практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности, ее готовности и способности к созидательному преобразованию действительности.

Эта современная трактовка гражданского воспитания перекликается со взглядами таких отечественных мыслителей, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, а также выдающихся педагогов - А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, которые понимали его как формирование привычки к участию в гражданских делах. В то же время она не поднимается до той духовной основы, которую вкладывали в гражданское воспитание К.Д. Ушинский, А.Н. Острогорский и И.А. Ильин, которые олицетворяли его с развитием у гражданина любви к своей Родине, осознания им своего национального достоинства и духовного своеобразия.

Весьма важное значение имеет и понимание центральной категории гражданского воспитания - гражданственности , определяемой как комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.

Главное предназначение гражданского воспитания, определяющее доминанту соответствующей практической деятельности - формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах их и собственного развития. Становление и развитие личности как полноценного субъекта возможно лишь при условии ее активного взаимодействия с социальной средой, деятельного участия в ее целенаправленном изменении в процессе решения социально значимых и духовно-творческих задач.

Реализация столь сложных и социально ориентированных целей и задач гражданского воспитания предполагает разработку и обоснование его концептуальных основ, а также инновационных технологий и методик осуществления различных видов социально-педагогической деятельности, прежде всего на всех уровнях системы образования, по формированию такой гражданственности в современном российском обществе, которая соответствовала бы высоким критериям, параметрам и требованиям времени.

Патриотизм , равно как и патриотическое воспитание, имеет, в отличие от гражданственности и патриотического воспитания значительно более высокую степень теоретической разработанности и опыта практической реализации. Это избавляет от необходимости постулировать уже достаточно известные идеи и положения, раскрывающие их концептуальные основы, вполне адаптированные к современным реалиям. В то же время, благодаря этому, представляется возможным обратить внимание на те моменты, которые характеризуют патриотизм, патриотическое и военно-патриотическое воспитание в контексте их взаимосвязи с гражданственностью и гражданским воспитанием. Это позволит увидеть то общее, что объединяет их и составляет основу для рассмотрения в более интегрированном виде и определения конкретных возможностей и направлений дальнейшего сближения этих компонентов воспитания, вплоть до слияния их в единое целое.

Говоря в этом смысле о патриотизме, следует отметить, что он представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.

Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества и государства, атрибутов их жизнеспособности. Патриотическая идея является наиболее мощным мотивом сплочения самых различных - социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и других групп и общностей, источником консолидации общества и укрепления государства. Это с особой силой проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей и испытаний, обострения внешних опасностей и угроз.

Патриотические идеи и лозунги являются одним из главных факторов мобилизации широких масс на достижение социально значимых целей. Потенциал, характер, духовная и социальная направленность деятельного патриотизма проявляются прежде всего в активной сопричастности проблемам, волнующим общество, ответственности за исторические судьбы своей Родины, готовности разделить и преодолеть с ней, со своим народом все трудности и невзгоды. В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие силы общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения Отечеству.

Сравнительный анализ содержания и направленности гражданственности и патриотизма, гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания свидетельствует о том, что при оптимальном подходе, предполагающем возможность и целесообразность их интегрирования в единое целое, можно констатировать: основа для этого, безусловно имеется. Этой основой является социальная направленность как гражданского, так и патриотического воспитания , которая наиболее рельефно выражается в цели гражданско-патриотического воспитания - формирование гражданина - патриота Отечества, обладающего высшими социально-ориентированными качествами, готовностью и способностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и укрепления общества и государства. Естественно, что условием такой социализации личности является ее самореализация в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности в социуме, основанная на проявлении его индивидуальных особенностей, удовлетворении личных потребностей, интересов и т.д.

В то же время гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются друг от друга. Корни различий находятся в той же социальной основе. Природа социального бесконечно многообразна и многопланова, включает многие компоненты, оно имеет то или иное отношение к самым различным процессам и явлениям, сферам жизни и видам деятельности. Этим объясняется наличие самых различных проявлений социального, многовариантность его взаимодействия с другими сферами общества.

В гражданском воспитании социальное ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени - на гуманитарную сферу, рассматриваемую через призму антропологического подхода. При этом социальный компонент содержания и направленности гражданского воспитания является безусловно доминирующим.

Что же касается патриотического воспитания, то в нем социальное соотносится с другим не менее значимым компонентом - духовным, в котором, в свою очередь выделяются нравственные и патриотические основы. Это объясняется тем, что патриотизм имеет духовно-нравственную природу, которая тесно связана с социальной сущностью человека, с его социальным предназначением. В патриотизме духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания. Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспитании является наиболее значимым и занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, государственному, военному и другим.

Исходя из вышеизложенного наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского, патриотического и военно-патриотического воспитания является преодоление дифференциации посредством совмещения, синтезирования их отличительных особенностей, по крайней мере основных, наиболее явных и реально проявляемых. В более конкретном плане речь идет о сближении и соединении ярко выраженного социального и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей, стержнем патриотического воспитания.

Если духовно-нравственные основы являлись традиционно присущими отечественному воспитанию, то социальное и особенно правовое его содержание имеет сравнительно недавнюю историю, находится в стадии формирования. Социальное, особенно в начальный период (первые годы либеральных реформ) выступало в качестве альтернативы государственному, хотя не может не включать его в себя как явление более широкого порядка. О недопустимости отрицания государственности в воспитании уже говорилось ранее, поэтому социальное не может и не должно противопоставляться государственному: отношения и взаимодействие между ними необходимо совершенствовать и гармонизировать.

Социальное в гражданском воспитании с самого начала было дистанциировано от духовного. За последние годы обозначились моменты преодоления установленных барьеров. Это относится и к патриотизму, который все в большей мере подключается, присовокупляется к гражданственности. Именно эти процессы и способствовали появлению феномена гражданско-патриотического воспитания.

Очевидно, что для дальнейшего развития данной тенденции, находящейся лишь в начальной стадии, требуется гораздо более глубокое и целенаправленное сближение, преодоление всего того, что разъединяет гражданское и патриотическое в воспитании и даже противопоставляет их. Только таким образом можно создать условия для формирования качественно новых основ гражданско-патриотического воспитания. Необходимо объединить в единое целое социально-правовой компонент гражданского воспитания с духовно-нравственным, военным и другими компонентами патриотического воспитания.

В этом случае гражданско-патриотическое воспитание не только преодолевает ограниченность и односторонность каждого из своих составляющих в отдельности, но и, что крайне важно, становится безусловно приоритетным направлением в воспитании в целом. Тем самым современное воспитание в лице интегрированной гражданско-патриотической подсистемы может приобрести мощную базовую опору, получить возможности для дальнейшего развития вплоть до полной институциализации, адаптированной к новым условиям современного российского общества.

Тема: « Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания »

Введение

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.

Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.

В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры, ложные жизненные ценности. Вместо Матросовых, Карбышевых, хороших матерей и отцов символами становятся - деньги, гламур, «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, а рядом сплоченные идейно цивилизации: мусульманский мир, растущий Китай, проявляющие имперские амбиции Соединенные Штаты Америки.

Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

1. Цели и задачи патриотического воспитания

Цели патриотического воспитания:

    Воспитание у учащихся чувства патриотизма;

    Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;

    Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

    Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;

    Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

    формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

    развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

    создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

    развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

    формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

    физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни

    методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания

    активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию

    воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

2. Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

    научность, гуманизм, демократизм;

    приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

    системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

    многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

    его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

    тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

3. Основные направления

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.
Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.

Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.
Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации б стране, экономического роста, избежание «главных» экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).

Нравственное воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.
Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и
проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

Заключение

Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества. Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес и окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее. И все это может быть реализовано и решено только в том случае, если старшие вожатые, педагоги-организаторы в образовательных учреждениях работают организуют воспитательный процесс систематизировано.

Список литературы:

1. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
2. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

Гражданско-патриотическое воспитание - это неустанная каждодневная деятельность всех, кто причастен к формированию национальных и общих моральных ценностей у молодого поколения. В первую очередь в этой роли выступает школа, высшие учебные заведения и, конечно, семья.

Школьников в первую очередь проходит в стенах учебного заведения. Именно здесь начинаются первые шаги в познании и участии ребенка в общественной жизни страны. Наилучший способ вызвать безграничную гордость за свою Родину у ребенка - это познакомить его на уроках истории и литературы со славным, героическим прошлым государства, в котором он живет. Так происходит его первое приобщение к высокой языку, а также к многовековым традициям, которые трепетно передаются из поколения в поколение.

Следует обратить внимание на то, какие значимые исторические события происходили в родном городе, рассказать о подвигах земляков в прошлом и настоящем. Также рекомендуется показывать детям на конкретных примерах, как можно достойно прожить жизнь, принеся пользу обществу. Для этого следует дополнительно рассказать об известных фактах самопожертвовании во имя мира и добра на Земле.

Гражданско-патриотическое воспитание - это также и знакомство с семейными династиями, которые много лет стоят на страже порядка или несут воинскую службу. Такие примеры могут вызвать формирование особых гражданских качеств, глубокой и искренней любви к своему народу и Отечеству.

Кропотливые усилия педагогов, родителей и всего общества в целом обязательно приведут к формированию благородной личности, которая до самого конца будет осознавать свою причастность к судьбе Отечества. Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. В этом вопросе нельзя обойтись без знания истории своей страны, уважения к ее культуре и языку.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников - это первоочередная задача современного демократического общества, которая с успехом сегодня реализуется. Для этого не нужны большие материальные вложения, так как наиболее доступной формой общения и получения первых нравственных примеров могут быть тематические уроки мужества, городские экскурсии по местам воинской славы, коллективное обсуждение патриотических фильмов.

После таких мероприятий у каждого молодого человека появится естественное желание, как у истинного патриота, честно служить своей Родине и способствовать процветанию Отечества. Молодой гражданин сегодня ясно понимает, что он должен с честью выполнять свой конституционный долг по защите Отечества, и что именно он несет личную ответственность за настоящее и будущее России.

Проявление высокого патриотизма и гражданского подвига можно проследить на многочисленных примерах, которые имели место во времена Великой Отечественной войны. Солдат ни на минуту не задумывался о своем долге перед Родиной, а четко выполнял его.

Обычно в школе проводится каждым педагогом, поскольку именно человек этой профессии является образцом для подражания для своих учеников, а каждое его слово воспринимается ребенком как истина. о любом значимом событии в стране должны быть демократичными и настроенными на активную жизненную позицию.

Роль школы в гражданском воспитании бесценна, так как она закладывает такие необходимые личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, стремление к правде, неравнодушие и взаимопомощь. Именно она изначально берет на себя функции по формированию понимания ребенком справедливости, а также дает возможность оценить гражданские поступки отдельных людей. Вот какую важную роль играет гражданско-патриотическое воспитание в школе.

Автор: Котова Ирина Евгеньевна, методист МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества №1» г.Старый Оскол
Описание материала: Методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию школьников предназначены для вожатых, педагогов-организаторов с целью повышения духовно-нравственных качеств, развития патриотических чувств к родине, родному краю. В методических рекомендациях приведена краткая информация о формах и методах гражданско-патриотического воспитания.
Возрастная категория: 5-11 классы

Гражданско-патриотическое воспитание – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. В формирование такой гражданской личности, которая сочетает в себе правовую, нравственную, политическую культуру, должна внести ощутимый вклад школа. Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Но реализовать гражданско-патриотическое воспитание нельзя без знаний форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи гражданско-патриотического воспитания:
1.Воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей родине, стране, к народным героям;
2.Чтить историческую память поколений;
3.Формировать у детей чувство ответственность за будущее страны;
4.Развивать ученическое самоуправление;
5.Обучать государственной терминологии, символам России;
6.Изучать историю родного края
7.Повышать уровень духовно-нравственного развития
Реализовывать задачи гражданско-патриотического воспитания школьников должны не только учителя истории, но и старшие вожатые, педагоги-организаторы.
Вожатый должен создать условия, которые позволят учащимся проявить свою гражданскую позицию, реализовать свои идеи и интересы, а главное с интересом изучать историю родного края и страны.
Для развития гражданско-патриотического воспитания, вожатый должен знать:
1)Конвенцию о правах ребенка;
2)Возрастную психологию
3)Социальную педагогику;
4)Основы творческой, культурно-досуговой деятельности
5)Возрастные особенности школьников
6)Историю России, родного края
Что касается реализации культурно-досуговой программы для гражданско-патриотического воспитания школьников, то массовые мероприятия должны стать знаменательным событием в жизни школы. Желательно, если тематика праздника, идеи будут рождаться совместно с учащимися.
Решение поставленных задач может быть достигнуты через определенные формы и методы.
Одной из форм решения задач, является экскурсии по музеям города. Можно считать, что это одна из самых любимых форм учащихся школ. Но, использовать такую форму нужно системно. Для посещения музея необходимо разработать программу. Перед посещением необходимо провести инструктаж (поведение в музее, основы дорожного правила на дорогах), провести небольшой экскурс о музее, рассказать о его направленности, для того, чтобы школьникам было легко воспринимать информацию экскурсовода. Далее – непосредственно сама экскурсия по музею. В завершении этой формы, необходимо подвести итоги, сделать анализ (это могут быть письменные или устные впечатления учащихся о экскурсии).
Еще одна из форм - это тимуровские акции. Такая форма воспитывает в детях чувство заботы, уважения к пожилым людям.
Военно-спортивные мероприятия - метод, который позволит повысить физическое развитие школьников, формировать здоровый образ жизни, выявлять волевые качества. Такие мероприятия возможно проводить на праздник 23 февраля, 9 Мая.
Одним из значимых методов гражданско-патриотического воспитания являются: викторины, семинары, тематические выставки, литературные гостиные. В русской литературе многие писатели посвятили свои произведения войне (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков).
Конечно, обязательно нужно устраивать встречи с ветеранами. Это позволит учащимся пообщаться воочию с теми, кто побывал на фронте. Задать вопросы о тяжелом времени, обсудить со старшим поколением будущее страны.
Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества. Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес и окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее. И все это может быть реализовано и решено только в том случае, если старшие вожатые, педагоги-организаторы в образовательных учреждениях работают организуют воспитательный процесс систематизировано.

Список литературы:
1.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
2.Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.