Как на самом деле любить детей. Как полюбить своего ребенка, если он раздражает? Нужно ли проявлять чувства

Дети, которые чувствуют себя любимыми и неповторимыми, процветают и преуспевают. Им очень помогает ощущение того, что их любят и принимают такими, какие они есть. В то же время нам, родителям, не просто безоговорочно принять своих детей, особенно зная о некоторых качествах, которые мы хотели бы в них изменить, но не можем этого сделать. Более того, мы ведь должны не только любить и принимать наших детей, но и одновременно корректировать их поведение. Как же этого достичь?

1. Восхищайтесь вашим ребенком. Самым важным фактором в развитии вашего ребенка может быть ваше восхищение им. Постарайтесь ежедневно говорить ребенку о том, как вам повезло с ним и что вы его безгранично любите .

2. По-настоящему обращайте внимание на вашего ребенка и говорите ему об этом : «Ты так долго работал над этой башней!», «Ты любишь поплескаться в воде», «Я знаю, тебе это не по душе!». Дело не в том, чтобы оценить поведение ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять, что вы внимательно наблюдаете за ним и принимаете его таким, какой он есть, вы признаете то, что он делает, и то, как он реагирует на мир.

3. Акцентируйте внимание на хорошем. Когда поведение вашего ребенка вас огорчает, помните о том, что его недостатки всегда имеют обратную сторону в виде его достоинств. Посмотрите, если дочке трудно контролировать свой гнев, когда ее брат выказывает к ней пренебрежение, возможно, у нее есть задатки страстного борца с несправедливостью? Не является ли бездеятельная мечтательность вашего ребенка признаком его богатого воображения , которое когда-нибудь поможет ему стать великим писателем?

4. Учитесь смотреть глазами вашего ребенка. Возможно, поведение ребенка раздражает вас, но его всегда можно понять, просто уделив время тому, чтобы посмотреть на вещи с его точки зрения. Допустим, ребенок ударил своего младшего братика. Сделайте все необходимое, чтобы в будущем это не повторилось, в том числе постарайтесь не оставлять детей без присмотра. Но если вы накажете его, это не поможет, потому что лишь усугубит его страх потерять вас, который, собственно, и заставил его действовать так агрессивно. (Ведь он считает, что вы нашли ему замену. Ему можно простить то беспокойство, которое он испытывает в связи с тем, что потерял свое место в вашем сердце.) Если вы сможете установить с ребенком глубокую положительную связь так, чтобы он чувствовал, что ваша любовь нерушима, его страх уменьшится, и, скорее всего, он сможет от души полюбить своего младшего братика.

5. Сопереживайте. Как только ребенок перестанет неотлучно находиться у вас на руках или в вашем присутствии, от вас потребуется больше усилий, чтобы поддерживать тесную положительную связь с ним. Но каждый раз, когда ваш ребенок выражает какую-нибудь мысль или эмоцию, вам предоставляется возможность укрепить эту связь. Просто выскажите ему свое понимание и сопереживание:

  • «В твоем голосе звучит разочарование».
  • «Похоже, ты очень хочешь...».
  • «Это интересно/забавно, не так ли?».

Когда вы понимаете и принимаете эмоции вашего ребенка, то помогаете ему научиться справляться с ними : «Ты грустишь от того, что не можешь остаться поиграть со старшими детьми. Поплачь, если хочется. Это нормально. Трудно идти спать, когда другие дети всё еще играют. Давай сегодня подольше почитаем книгу перед сном, чтобы это тебя убаюкало и тебе стало лучше?».

6. Помогите ребенку научиться справляться со своими недостатками без отрицательных эмоций. Как? Расскажите ему о том, что вы заметили у него одну прекрасную черту, но иногда эта черта имеет свою оборотную сторону в виде не очень хорошего качества, с которым трудно жить как ему самому, так и окружающим. Спросите у ребенка, есть ли у него идеи о том, как вести себя так, чтобы сохранить это свое прекрасное качество, но при этом избавиться от не очень хорошего. Если вы (или ваша вторая половина) имеете схожую проблему, расскажите об этом и научите ребенка справляться с ней. Сделайте свою историю позитивной и обнадеживающей. Это поможет ребенку чувствовать себя менее одиноким и более оптимистичным в отношении этой, казалось бы, сложной задачи. Обязательно объясните, что все мы меняемся, и что, по мере взросления нам становится легче управлять собой.

7. Помните, что большинство из того, что расстраивает родителей, свойственно нормальному развитию ребенка. Дети ведут себя как дети, потому что они дети. Плохое поведение не означает, что дети вырастут преступниками. Дети должны знать, что они совершают ошибки , не потому что они плохие, а потому, что они люди, и, в том числе еще и дети: «Я знаю, что ты не хотел кричать на своего друга, когда расстроился. Ты очень старался не потерять контроль над собой. Мне тоже было трудно управлять своим поведением, когда мне было восемь лет. Когда ты станешь старше, тебе будет легче справляться с собой».

8. Контролируйте свои реакции. Иногда мы думаем, что то, что наш ребенок должен измениться, само собой разумеющееся. Но то, что мешает родителям в одних семьях, может совершенно нормально приниматься в других. Дети с огромным количеством энергии могут прекрасно вписываться в одни семьи и совершенно не вписываться в другие. И часто нас заставляет чрезмерно реагировать не что иное, как наше собственное внутреннее напряжение. Вместо того чтобы критиковать ребенка, попробуйте выражать свои потребности и заявления в «Я»-форме: «Я вижу, тебе сейчас хочется попрыгать, я очень устала и шум слишком утомляет меня. Ты не против выйти попрыгать в своей комнате на большом мягком матрасе?».

9. Посмотрите в зеркало. Часто то, что заставляет нас раздражаться в отношении ребенка, - это то, что мы не можем признать в самих себе. Если мы думаем, что наш ребенок упрям, нам стоило бы подумать, а кто толкает его к этому упрямству. Для пререканий необходимо участие двух сторон. Если мы считаем, что наш ребенок является «королем истерик», возможно, мы сами должны были контролировать эмоции, когда наши родители говорили нам прекратить реагировать излишне эмоционально. Если мы сами сможем преодолеть собственные слабости, мы обнаружим, что наша проблема с ребенком решится естественным образом.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Семейное счастье во многом зависит от счастья ваших детей.

Детство - самая прекрасная пора в жизни, а родители - самые дорогие и близкие люди в жизни каждого ребенка.

Некоторые родители считают, что воспитывать, детей можно только строгостью. С маленькими детьми они постоянно разговаривают в повышенном, раздражительном тоне, часто кричат.

В результате такого воспитания ребенок может стать обидчивым, капризным, плаксивым. Дефицит общения со взрослыми, недостаточное количество игрушек, малосодержательная деятельность ребенка в семье вызывают у него скуку, шалости, капризы.

Устранение перечисленных недостатков "снимает" капризы ребенка. Маленьких детей легко утешить, уговорить, отвлечь от предмета раздражения.

Если отвлечение не получается, то очень важны терпение, спокойствие со стороны взрослых. Это непросто, но необходимо, так как возбуждение родителей и воспитателей только усиливает возникший конфликт.

По мнению детского психолога-консультанта А.С. Спиваковской, "любя своего ребенка, созидая его жизнь, мы преодолеваем ограниченность собственного земного существования. Уметь любить ребенка - значит много думать, много переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков; учиться быть родителем - значит любить и уважать самого себя".

Психологи считают, что настоящие родители должны обладать тремя качествами: умением любить, умением понимать и умением поддерживать своего ребенка. Они смогут помочь своим детям достичь настоящей зрелости и силы только тогда, когда создадут атмосферу любви, понимания и поддержки в отношениях с ребенком.

В семьях, где царит настоящая любовь, она проявляется как целый спектр искренних чувств, включающих: интерес к другому человеку; принятие его таким, какой он есть; заботу о нем; ответственность за него; уважение к его мнению; знание, как ему помочь.

Для тех семей, в которых царят душевная теплота и чуткость, многих проблем воспитания не существует.

Как надо любить ребенка

  • Пусть дети для вас будут прежде всего только детьми, а не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами.
  • Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас.
  • Если родительская любовь будет безграничной, безусловной, ваши дети будут избавлены от внутри-личностного конфликта, научатся самокритичности.
  • Научитесь радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно.
  • Помогайте во всем вашему ребенку, это укрепит его уверенность, в том, что у него все получится.
  • Спрашивайте, что сделал сегодня ваш ребенок в детском саду, с кем и во что играл.
  • Разговаривайте с вашим малышом, интересуйтесь его мнением при обсуждении семейных планов, делитесь с ним своими впечатлениями.
  • Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми, особенно с его братьями и сестрами.
  • Наказывайте дошкольника, если он поступает плохо, но и хвалите его за хорошее поведение, поступок. Обращайтесь к ребенку вежливо, уважительно, не используйте приказной тон.
  • Учите ребенка быть вежливым с детьми и взрослыми, говорить «извините», «пожалуйста», «спасибо» в соответствующих ситуациях.
  • Почаще смотрите ребенку в глаза. Это помогает установить взаи¬мосвязь с малышом, найти с ним общий язык. Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
  • Старайтесь установить физический контакт с ребенком, чаще ласкайте его. Не обязательно постоянно целовать или обнимать малыша - достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы.
  • Помните: ваши ласковые прикосновения помогают ребенку быть увереннее в себе.
  • Не забывайте: важно не количество времени, проведенного с вашим малышом, а качество общения. Будьте внимательными к высказываниям и пожеланиям вашего ребенка, стремитесь всегда понять его, прощайте малыша за совершенные проступки, объяснив ему, в чем он не прав.
  • Воспитывайте у ребенка уважение и внимательное отношение к старшим в семье - бабушке, дедушке, приучайте его с малых лет поздравлять их с праздниками и днем рождения.


Москва, Школьная Пресса, 2009
Взаимодействие с ребенком в семье. Выпуск 3

Возраст ребёнка: 11

Как научиться любить старшего сына?

Как мне научиться не срываться на своём ребёнке.Научиться любить своего ребёнка.У меня двое детей с разницей в 8 лет.С младшим я с удовольствием провожу время,это мой "родничок", я пью из этого "родничка" и не могу напиться.А старший меня раздражает во всём.Хотя временами я могу с ним общаться.Он тянется ко мне, старается мне угодить,что то сделать,что бы я заметила это и похвалила его.Иногда конечно я перегибаю но не могу первая подойти и попросить прощение.Если младшего я просто зацыловываю, то старшего не могу да же обнять..Очень многие его поступки, просто бьют по рукам и отбивают желание к нежным проявлениям.Например когда я прихожу домой и приношу что то вкусненькое из магазина младший, вытаскивает всё из пакета раскладывает на стол и свой гостинец идут раздаёт всем членам семьи поровну. Старший же при видя пакета вытаскивает из этого пакета то что ему нужно садится в комнату у телевизора и старается всё съесть пока ни кто не видит и таких поступков очень много.На старшего нельзя положиться для него главное компьютер планшет и телевизор.По дому он ни чего не делает вообще.Я до сих пор его купаю как маленького,он не хочет да же это делать.Помогите мне, что мне делать.Как научиться любить своего старшего ребёнка.

наталья

В вашем письме нет ничего об отце детей. У них один и тот же отец, живете ли вместе? Часто, когда женщина живет без мужчины, старший ребенок попадает на роль партнера, и это большой груз для него и для вас. Ведь тогда у вас к нему претензии и ожидания как от супруга, а не как от ребенка, а он, в свою очередь, чувствует ваше давление и материнское отвержение, и сопротивляется такому положению вещей, ведь он тоже ваш ребенок, тоже маленький, хотя и старший из детей. Если у них разные отцы, то, возможно, вы отвергаете в ребенке то, что вам напоминает о его отце, к которому у вас остались претензии. Но даже если вы живете с мужем, а он эмоционально отсутствует (много работает, у вас неблизкие отношения и прочее), то динамика втягивания старшего ребенка на место супруга и навьючивания его соответствующими обязанностями также может иметь место.

И вам необходимо перестать купать 11-летнего мальчика как маленького, он уже подросток и такие отношения вплетают его с вами в сексуальное взаимодействие. Возможно, для него это способ получить ваше тепло, побыть с вами в контакте, но для 11-летнего мальчика это больше не годится. И вам вообще нужно посмотреть в сторону ваших отношений с мужчинами, чтобы вашему старшему ребенку не приходилось быть мужчиной для вас.

Относительно детско-родительских взаимоотношений, в том, что вы пишите, есть два слоя. Первый – это ваше отвержение старшего ребенка. Второй – это уже его реакции на это и последующее поведение. Вы пишите, что он старается угодить вам, ищет вашей похвалы, хочет вам понравится, то есть ему приходится завоевывать и заслуживать вашу любовь как мужчине. Хотя ребенок имеет право на безусловную и безоговорочную материнскую любовь и приязнь. За то, что он просто есть, что он родился, вышел когда-то из вашего утроба. И где-то глубоко в сердце у вас она есть, но она завалена разными вашими травмами и жизненными неурядицами, забаррикадирована. Его поступки – это естественная реакция на вашу скудную любовь, которую он получает лишь урывками, сильно постаравшись, в отличие от младшего, к которому она изобильно течет просто так. Ребенок, который потихоньку берет еду и пытается ее всю один втихомолку съесть, это отвергнутый ребенок, который постоянно испытывает недостаток, нужду, небезопасность, холодность. Он даже не может открыто пойти и взять то, что он хочет! Младший ребенок имеет вашу любовь в избытке, и ему поэтому не жалко делится лаской, едой, помогать вам – ведь он пьет из вашего материнского источника столько, сколько ему нужно. Старший от него отрезан, и из-за постоянного чувства отверженности и недостатка естественным образом возникает жадность, негативизм, нежелание чего-то делать (маму и ее любовь он все равно от этого ведь не получит), и тогда он уходит в телевизор и планшет, для него это более любящие и безопасные «друзья».

Также мы часто переносим на детей то, чего не хотим видеть в самих себе. Отыщите внутри себя такую же вашу собственную забытую детскую отверженную часть, которая испытывала недостаток любви и чувствовала свою ненужность, недостаточность, одиночество рядом с мамой либо папой в вашем детстве. Заметьте ее, пожалейте, отогрейте, поговорите с ней, успокойте, утешьте. Возможно, вы тоже были старшим ребенком, а может и нет. Но вы точно знаете то, что чувствует ваш старший сын сейчас. Найдите внутри себя и свою собственную жадность и прижимистость, нежелание чего-то делать, и посмотрите на них с любовью. Полюбите сначала всю себя, все свои части, все свои истории. И тогда любовь к вашему старшему ребенку откроется и потечет к нему естественным образом.

Анна Зубкова, специалист

Пока ребенок растет и делает лишь первые шаги в мире человеческих чувств и эмоций, слова любви не могут быть лишними. Важно только научиться произносить их так, чтобы близкий человек мог узнать, понять и почувствовать, что он любим.

В условиях нашей российской культуры сложился привычный образец, когда принято мало говорить, но много делать для любимого человека. Однако ребенку жизненно необходимо постоянно иметь явные подтверждения любви от любимых и любящих взрослых. Обычно дети открыто и трогательно выражают свою любовь и, естественно, ждут ее от других. Любовь оживает именно в словах, жестах, взглядах, мимике, интонации. Взрослый живет эмоциями, не задумываясь, не размышляя о том, как он выразил то или иное свое устремление, отношение, чувство. Кроха же очень многому учится, запоминая те или иные реакции взрослого на ситуацию, определяя для себя, чаще всего на неосознанном уровне, любят его или нет. Взрослый может быть полностью захвачен любовью к ребенку, но порой ему приходится предъявлять строгие требования к определенным поступкам ребенка. Как часто взрослый считает, что он выражает любовь и понимание, а малыш наблюдает совсем другое и не чувствует любви к себе!

Что же такое любовь?

Чувство любви - очень сложное и целостное психологическое явление. Из чего оно состоит? Условно говоря, из сочувствия, эмоционального принятия, эмоциональной близости, чувства ответственности за «предмет» своей любви и т. д.

Любовь невозможно никакими приемами «породить» внутри себя: либо она есть, либо ее нет. И тут ничего не поделаешь. Любовь и другие эмоции переживаются разными людьми по-разному: по характеру проявления, степени выразительности, силе и т.д. Но и ребенку, и взрослому очень важно научиться выражать эти чувства красиво, понятно, недвусмысленно, ярко.

В повседневной жизни в общении родителей и ребенка присутствуют чувство любви (связанность с детьми, притяжение к ним) и отношения с детьми, которые вступают в развивающее противоречие: любовь к ребенку (в узком смысле слова) не допускает осуждения, обсуждения и сравнивания, предполагает полное принятие малыша; а отношения с ребенком, которые воспитывают, развивают и формируют, основываются как раз на оценках, сравнении и обсуждении. Чувство любви к ребенку может быть выражено прямо: словами, интонацией, мимикой, жестами, в том числе поглаживаниями, объятиями и т.п., но это же чувство может в отношениях с Ребенком присутствовать как фон, который существует всегда, но не мешает, а помогает развитию отношений.

Главный учитель здесь - чувство такта, педагогический опыт и чувство любви к ребенку, которое часто порождает интуитивные решения.

Конечно, эмоции пронизывают не только отношения, общее времяпрепровождение ребенка и взрослого, но также и совместные игры, поэтому способам выражения любви можно и нужно учить ребенка именно в эти моменты.

Что чувствует младенец? Начнем с младенческого возраста. Чаще всего взрослые почти непрерывно выражают свою любовь; сама беспомощность, очарование младенца и толкают взрослого к такому проявлению. Жесты и слова любви по отношению к малышу известны всем, но и здесь есть некоторые тонкости. Взрослый, например папа, держит ребенка на руках, и вдруг младенец явно случайно обхватил вашу шею. Проявите радость и превратите эту хватку в объятие: «Мама, смотри, как мы обнимаемся! Обними теперь маму!» Мама берет малыша на руки и помогает ему «обнять» и ее. Первый поцелуй младенца тоже может получиться случайно, малыш ткнется ротиком в щеку взрослого.

Играя в «Ладушки» и «Сороку-ворону», обязательно поцелуйте ладошку малышки и уверьте его, что «мама всегда свою крошку накормит кашкой...» Здесь даже неважно, о чем идет речь, важно как бы вплетать в нее лепет любви. И не надо думать, что малыш еще не понимает речи, такие слова он как раз понимает прекрасно. Игра «По кочкам, по бочкам» обычно вызывает бурную радость малыша. Но здесь также можно фиксировать свое любовное отношение к ребенку, например «вытаскивая его из ямки», приговаривая: «Нет, нет, мы своего Ванечку (Танечку и т.п.) ни за что не оставим в ямке, мы его очень любим, как же мы без него, а он без нас!» Но, выражая ребенку свою любовь, важно не переборщить, не задушить его в своих объятиях. Вот младенец у вас на руках - он стучит по столу погремушкой и так же лихо пытается постучать ею по вашей голове. Этого делать нельзя. Мягко задержите ручку ребенка, покажите, что это больно, и не позволяйте повторять удары. Именно в такие моменты малыши учатся отличать живое от неживого, понимать «боль» близкого человека, проявлять сострадание. Ни в коем случае не откладывайте подобное обучение на более поздний возраст: личность начинает складываться уже сейчас, на ваших глазах.

Когда малыш активно приглашает вас к игре, поддержите или отклоните эту просьбу в зависимости от обстоятельств или вашего состояния. Но нужно обязательно выразить и мимикой, и словами ваш отказ в начале или уже в середине игры. Выражение должно быть следующее: «Мне очень некогда, дорогой», «Я плохо себя чувствую, мое солнышко» и т.д. Однако в другой раз вы вдоволь наиграетесь со своим малышом и разделите его радость. Таким образом, мы даем понять крохе, что мы его (ее) очень любим, но надо считаться и со взрослым, ведь у нас любовь взаимная.

Особенно благоприятной почвой для уроков человечности это тот материал, из которого строится любовь) являются проигрывания с ребенком эпизодов сказок, мультфильмов. Сколько здесь разных эмоций и чувств, и конечно же, любви! Подчеркните родительские чувства или их отсутствие: «Как плохо, мама-зайчиха не смогла бедного зайчика от лисы защитить!» Несомненно, такое творческое «прочтение» знакомой ребенку сказки вызовет и восторг и множество вопросов. Так может возникнуть непринужденная беседа на моральные темы, которая куда более убедительна и доходчива, нежели прямые «вколачивания» в ребенка общепринятых правил.

Любовь в сонном царстве

Перед засыпанием ребенок особенно чувствителен к проявлению любви близких взрослых, так как перед наступлением ночи хочет быть защищенным и уверенным в надежности вашей любви. Здесь, помимо прямых высказываний любви и нежных ласк, мягкая игрушка, которая постоянно участвует в процедуре укладывания ребенка спать и остается с ребенком в кроватке, как бы берет на себя вашу функцию - быть рядом и аккумулировать в кебе вашу любовь.

Воспитание чувств

Как же проникнуть в сюжетно-ролевую игру ребенка трех - шести с половиной лет, чтобы дать ему некоторые образцы проявления чувств? Самый простой способ - непосредственное участие в игре. Находясь в роли, можно очень многое. Вспомните стихи, строки и сцены, когда-то вас потрясшие. О любви надо говорить, и говорить именно красиво, искренне, с волнением, без фальши (ребенок к этому чувствителен).

Во время игр-драматизаций можно, также с помощью персонажей, обыгрывать острые моменты из общей жизни с ребенком с демонстрацией: как жалеть, как не предать свою любовь, как спасать и жертвовать собой (особенно располагают к этому сказочные сюжеты). Дети идентифицируют себя с персонажами, поэтому с отрицательными ролями надо обходиться осторожно. Если ребенок исполняет отрицательную роль, скажите, что он прекрасно справился, хотя сам он совсем другой, и обязательно предложите роль положительного героя. Не бойтесь иллюстрировать в режиссерской игре образцы неправильного, плохого поведения и отношения и тут же показывать, как это исправить, как выразить любовь и заботу, например, родителей друг к другу и к детям, как относиться к братьям и сестрам, что делать, если кто-то заболеет и т.д. Развитие сюжета здесь безгранично.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают увлекаться компьютерными играми. Конечно, надо следить, чтобы эти игры не занимали все время ребенка, и, несомненно, обращать внимание на их содержание. Постарайтесь избегать агрессивных игр, уничтожения живых фигур.

В играх с правилами также есть возможность проявить любовь и заботу: поддержать слабых, не дать обидеть проигравшего ребенка, порадоваться чужому успеху, восхититься победителем и заразить других детей своим вое хищением. Научите не допускать зависти и достойно проигрывать. Но все это требует огромного такта от взрослого, творчества и изобретательности сего стороны, и никаких педагогических приемов здесь не сформулируешь.

Если на любовь не хватает сил...

Чувство любви, как всякое чувство, может выдыхаться, опускаться в глубины сознания, выводя на поверхность ситуативные эмоции. Что делать, если чувство любви есть, но в своем выражении потускнело, ушло на задний план и только мерцает, как слабый фон?

Во-первых, это погружение как бы заново в глубины того удивительного периода, который называется «детство». Понять и проникнуться тем, что дети - это маленькие люди, но совсем особенные, т.е. что все малыши - «специалисты широкого профиля»: они без устали рисуют, строят, конструируют, поют, танцуют, причем каждому виду деятельности они отдаются страстно, с большой охотой. Впечатления детей от различных явлений жизни ярки и полны новизны, и часто они видят и объясняют по-своему то, что взрослый своим «замыленным» глазом уже не обнаруживает. Эмоции детей часто необычны для взрослого.

Во-вторых, это совместные с детьми переживания. Только самые настоящие, искренние. Если вы читаете детям книгу, а она не вызывает у вас никаких эмоций, - отложите ее. Читайте детскую классику. К. Чуковский, А.Барто, Х.-К. Андерсен даже при самом плохом настроении втянут взрослого в круг детских переживаний настолько, что он сможет почувствовать удовольствие от этого чтения (а не бормотать текст с заученным «выражением», под которое обдумываются взрослые проблемы). Совместные чтения, игры, различная деятельность могут вызвать общие переживания. А общие переживания, удивление и восхищение ребенком побуждают к «реанимации» «утомленное» чувство любви взрослого.

Есть еще и третье направление - это обращение к собственному детству, к памяти детских переживаний, влюбленностей в близких взрослых, обид, восторгов, неоправдавшихся надежд и ожиданий и т. п. Такое «погружение часто помогает понять ребенка совсем по-другому, почувствовать к нему сострадание и любовь и проявить их.

Как и всякому искусству, любви необходимо учиться. И учить. Не ленясь душой, преодолевая немоту и невыраженность настоящей и будущей любви к детям. Ведь это так важно для их жизни, для построения семьи и дома, для их утверждения, продвижения и успехов.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!