Криотерапия в развитии конструктивных навыков дошкольников. Криотерапия как логопедическая методика развития речи

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо - моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

2 Рука это вышедший наружу мозг человека Н.Кант Криотерапия контрастнаятерапия. Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объѐме, подаѐтся импульс в кору головного мозга, подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всѐ это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, что ведѐт к выполнению чѐтких движений в процессе изодеятельности и как следствие, улучшает процесс развития речи,.

3 На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц.

4 Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее. Актуальность представленной темы обусловлена тем, что двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Поэтому, для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.

5 Для еѐ проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ѐмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

6 Метод развития мелкой моторики - криотерапия используется в логопедической практике и, на мой взгляд, позволяют достичь определенных результатов: -Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации; -У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием; -Повышается интерес детей к занятиям с логопедом, положительный эмоциональный настрой. Кроме того, этот метод изначально имеет медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

7 Методика проведения криотерапии Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:. - Лѐд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лѐд (начинают с секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тѐплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лѐд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем. 1 этап чередование теплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории: 1 категория игр Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд. 2 категория игр Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до секунд. 3 категория игр Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до секунд. 4 категория игр Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

8 2 этап растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

9 3 этап - массаж руки с помощью шишек, Су- Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур. Метод развития мелкой моторики криотерапия, позволяют достичь определенных результатов: - дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации; -у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; - развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием; -повышается интерес детей к занятиям с логопедом..

10 В логопедической работе используются игровые методы и приемы с умеренно низкими температурами: игры со льдом («Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.); массаж рук кубиками льда; наложение на руки холодных повязок; Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции на холод и обоснована тем, что меньше 7 секунд нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к холодовому воздействию. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для еѐ проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

11 Результатами применения общей криотерапии являются: -активизация обмена веществ в коже, быстрое обновление организма на клеточном уровне; -усиление кровоснабжения кожи и улучшение питания тканей; -укрепление иммунитета; -повышение общего тонуса мышц; -мощная стимуляция нервной системы; -улучшение настроения и эмоционального состояния; -лечение регенеративных функций организма в целом.

12 Необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми: эписиндромом; миопатией (наследственное заболевание); очень гибким детям. Осторожно применять криотерапию с: длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Можно брать следующие игры: «Где же наши ручки?» - опустить руки в воду с ледяными кубиками и вынуть; «Вылови льдинку» - выловить из воды ледяной кубик красного, синего, жѐлтого цвета; «Плавает тонет» - определение плавучести больших и маленьких льдинок; «Достань со дна ледяные кубики» - достают из воды цветные кубики и строят домик или мини замок.

13 После проведѐнной коррекционной работы, было организовано экспериментальное исследование, имеющее целью анализ эффективности предложенной системы мероприятий по развитию графо-моторного навыка с применением метода криотерапии, которое показало, что использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма. Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать метод криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.

14 Спасибо за внимание


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 13 комбинированного вида» города Орла Мастер-класс по теме: «Криотерапия: холод наш друг и помощник» Подготовила: учитель-логопед

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом речевые навыки

Здоровьесбережение в работе логопеда. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения

Система мероприятий направленных на насыщение движениями занятий по развитию речи Воспитатель первой квалификационной категории Остащенко Ольга Викторовна старшая группа дошкольное отделение, Амурская,21

Система здоровье сберегающей деятельности в коррекционной работе с детьми логопатами. Подготовила Учитель логопед МБДОУ детский сад 7 Постаногова Н.Р. Особенности физического развития детей - логопатов:

«Су Джок для здоровья» проект по здоровьесбережению в средней группе Кучеренко Екатерина Игоревна, воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» На современном этапе развития общества

Достоинство речи быть ясной и не быть низкой. Аристотель «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира».

Презентация опыта работы учителя-логопеда Масленко Н.В Здоровье это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко Здоровьесберегающие технологии это комплекс разнообразных форм и видов деятельности,

Использование нетрадиционных методов коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда в сотрудничестве с воспитателями ДОУ Подготовил: воспитатель Комарова М.В. учитель-логопед Садовникова Г.С. ЛГМАДОУ

«Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» Презентацию подготовила воспитатель: Быстрова Татьяна Петровна «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МДОАУ д/с «Улыбка»)

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения, творческой, физкультурно-спортивной. Здоровьесберегающие технологии

Пальчиковая технология в коррекционной работе учителялогопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 2«Василёк» Московская область город Реутов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад 128» Инновационные технологии в работе учителя-логопеда Подготовила Калинина Ю.Ю. учитель-логопед Декабрь

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель-логопед: Добрякова И. А. Воспитатель: Шарыпова А. А. МБДОУ «Детский сад 64» В настоящее время проблема развития

«Су - Джок терапия для детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Горбань Е.Е. Цель использования су-джок терапии: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников ответственности

ПЕДАГОГИКА Пестова Светлана Юрьевна воспитатель МАДОУ «Детский сад 87» г. Пермь, Пермский край СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Аннотация: в статье анализируются

МДОУ ЦРР д/с 51 «Солнышко» Учитель логопед Белякова И.И. Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Челябинская область Чебаркульский район с. Варламово МДОУ Д / с 17 «Ромашка» Проект По развитию речи посредством пальчиковых игр и развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста (1-3года)

Семинар практикум «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Воспитатель Мухина Л.И. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами проведем семинар практикум, который поможет нам вспомнить некоторые

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению» Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является

Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики у детей с ЗПР 5-7 лет. Презентацию подготовил учитель-логопед МБДОУ 11 Гончарова А.В. первая квалификационная категория Актуальность

Программа кружка для детей 2-4 лет «Ловкие пальчики». 2018-2019год Актуальность. Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки.

Мне хочется рассказать о, том как мы живем в нашей старшей логопедической группе 7 «Карандаш». Какие интересные занятия, развлечения приходят в нашей дружной, активной группе. Мне хочется показать Вам

Детский 25 сад Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Выездная площадка Объединенной межрегиональной научно-практической конференции

Педагогика оздоровления в системе коррекции детей c тяжелыми нарушениями речи Составитель: учитель логопед М.Г. Курышева (из опыта работы) Актуальность данного направления работы: Использование здоровьесберегающих

«Особенности взаимодействия специалистов и учителялогопеда в коррекционной работе». Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи

Игровой самомассаж в детском образовательном учреждении Учитель-логопед Становая И.А. ГБДОУ детский сад 52 Петроградского района. Презентация для родителей Мелкая моторика это согласованные движения пальцев

Структурное подразделение «Детский сад 56» ГБОУ СОШ 4 г. о. Сызрань ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ подготовил: педагог-психолог

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Подготовили воспитатели старшей группы 2: Козлова Е.Д. Булыгина Н.А. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата,

Ишметова Валия Мирхафизяновна учитель-логопед МБДОУ «Д/С КВ 46 «Кот в сапогах» г. Нижневартовск, ХМАО Югра ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА Аннотация: данная статья посвящена

* * *Развивать у детей мелкую моторику и улучшать координацию движений *Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим развитие речи ЦЕЛЬ: повысить эффективность коррекционно развивающей

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольников» Воспитатель МКДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - «ДЕТСКИЙ САД 128» ПРОЕКТ «Рука развивает речь» Из опыта работы воспитателя Зыковой Юлии Юрьевны Актуальность Сегодня,

Петрович Ирина Васильевна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад 125 «Дубок» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей», г. Чебоксары, Чувашская Республика ИННОВАЦИИ

Асбестовское муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 60 Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Воспитатель: Иванова Елена Леонидовна Асбест

У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам. Э. Гиббон Мандрик Галина Павловна, воспитатель второй квалификационной категории.

Проект по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста 1 МАДОУ «Десткий сад комбинированного вида 1 г.шебекино Белгородской области» «Умелые пальчики» Подготовили: воспитатели Якушева С.А.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога ДОУ Подготовил: педагог психолог МБДОУ «Детский сад 20 Колокольчик общеразвивающего вида» Комаркова О.Ю. «Дети должны жить в мире красоты, игры,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 2 «Колосок» Мастер класс для родителей Подготовка руки дошкольника к письму Подготовила: Березина А. В. воспитатель

«Нетрадиционные методы оздоровления в ДОУ.» Выполнила воспитатель МАДОУ 16 Демко Елена Витальевна «Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым». Детство уникальный период в жизни

Учитель-логопед Козлова Наталия Евгеньевна «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм её проведения в условиях ФГОС» Современная ситуация в

Степанова И.У. учитель-логопед МБДОУ ДСКВ 18 «Орлёнок» В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую

Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста Каранкевич С.Ш. воспитатель МБДОУ 46 Что такое мелкая моторика рук? Мелкая моторика рук это совокупность скоординированных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «Детский сад 304 комбинированного вида» Юридический адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Детский проезд, 17-19 электронная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников 45 Город Чита Соцкая Валентина

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Консультация для родителей Составитель: Музыкальный руководитель Павлова Елена Вячеславовна

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами

1 СОДЕРЖАНИЕ Наименование разделов Стр. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1 Пояснительная записка: 3 Актуальность программы 3 Новизна программы 4 Цель и задачи программы 4 Превышение образовательной программы. 5 1.2

Материалы по теме: «Развитие двигательной сферы у дошкольников с нарушениями речи в ходе коррекционно-воспитательной работы». авторы: Пащенко Татьяна Валерьевна Крикливенко София Николаевна воспитатели

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14 «Рябинушка» Семинар на тему: «Инновационные технологии по физической культуре в ДОУ» Составила инструктор по физическому воспитанию

Управление системой образования Администрации Краснокамского муниципального района МАДОУ «Детский сад 49» Программа дополнительного образования по развитию психофизиологических, интеллектуальных способностей

Педагогический проект ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ «До пяти лет ребёнок строитель самого себя из чего бы то ни было». Федосова Людмила Владимировна Воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ

Семинар практикум для педагогов Тема: «Су Джок терапия как средство речевого развития дошкольников.» Разработал: воспитатель МБДОУ ДС 47 «Радуга» г. Светлоград Наталья Михайловна Марина Светлоград, 2015

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка»- д/с «Сказка» Использование пальчиковой гимнастики и упражнений для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ. Составитель:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовил воспитатель: Асанова Эльвина Серверовна Дошкольное детство очень важный период в жизни

Воспитатель МБДОУ «Детский сад 4 «Улыбка» Тимошина Елена Анатольевна Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому недолго думала, какую

Разделы: Работа с дошкольниками

С каждым годом возрастает число детей, имеющих различные речевые нарушения, которые являются следствием недоразвития такого интегративного качества, как “овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”: ребёнок не владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми,(не умеет договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Родителям и воспитателям обычно дают совет: как можно больше разговаривать с ребенком. Родители стараются беседовать с малышом при любой возможности, но он продолжает чаще изъясняться жестами. Работая с детьми, я заметила, что дети, у которых недостаточно развита речь, практически всегда страдает мелкая моторика, и они хуже справляются с заданиями по изобразительной речи. В чем же связь развития речи ребенка с его успехами в изобразительной деятельности.

В ходе эволюции человека движения руки, ее пальце, тесно связывались с речевой функцией. Сначала общение происходило с помощью жестов. Постепенно жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словестная речь, но она ещё долго была связана с жестикуляторной деятельностью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались из поколения в поколение, человек выполнял руками все более тонкую работу. В связи с этим увеличивалась проекция кисти руки в мозге человека. Таким образом, развитие функции руки и речи у человека шли параллельно. Примерно таков же характер развития речи и у ребенка. Сначала развиваются движения пальцев руки. Когда они достигают достаточно точности, начинается интенсивное развитие речи.

Работая с детьми на группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в изобразительной деятельности, я решила попробовать в своей практике нетрадиционную методику – криотерапию.

Криотерапия – контрастная терапия.

Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.

Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изодеятельности и как следствие, улучшает процесс развития речи, .

Методика проведения криотерапии.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

Криотерапия проводится в три этапа.

1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (тазу с тёплой водой или пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности:– растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т.д.

Необходимо помнить и о противопоказаниях .

Нельзя проводить криотерапию с детьми:
– эписиндромом;
– миопатией (наследственное заболевание);
– очень гибким детям.

Осторожно применять криотерапию с:
– длительно и часто болеющими детьми;
– гипервозбудимыми детьми.

Криотерапию можно проводить как в свободное время, так и перед непосредственно образовательной деятельностью.

"Криотерапия" - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающуюся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами.Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает отток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Криотерапия проводится по следующей схеме:

Одна процедура через 1-2 дня в течении месяца.

Продолжительность игр со льдом нужно постепенно увеличивать с 5 секунд до 1 минуты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

Актуальность представленной темы обусловлена тем, что двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма.

Поэтому, для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.

Криотерапия или контрастная терапия – один из таких методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

Говоря о формировании графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием метода криотерапии, необходимо отметить, что проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После протрехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук,т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

После проведённой коррекционной работы, было организовано экспериментальное исследование, имеющее целью анализ эффективности предложенной системы мероприятий по развитию графо-моторного навыка с применением метода криотерапии, которое показало, что использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма.

Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать метод криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.


Наталья Фисун
Мастер-класс «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»

Цель : ознакомление педагогов с нетрадиционной методикой развития мелкой моторики ребенка – «криотерапией » .

Задачи :

передать опыт работы по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционной методики – «криотерапии » ;

отработать совместно с участниками мастер -класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии ;

осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса .

Здравствуйте уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Фисун Н. П., работаю я в детском саду №15 ст. Павловской и сегодня я представляю вашему вниманию мастер – класс на тему : «Криотерапия или увлекательные игры со льдом » .

Тема моего самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики. Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе, используются на практике. Я также активно их использую. Интересным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду малораспространенные методы развития мелкой моторики.

Сегодня я познакомлю вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики, который я использую в своей работе. Это – криотерапия .

Криотерапия (от латинского «крио » - холод и «терапия» – лечение, воздействие).

Криотерапия или контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом .

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми , имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода) .

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.

Криотерапия проводится в три этапа.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить этапы криотерапии на практике .

1 этап криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)

Участникам раздаются льдинки. У каждого из Вас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 5-10 секунд (над тарелкой) . Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например : «Льдинку сильно посжимаю и ладошку поменяю» и т. д. Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.

Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью. Такая процедура повторяется три раза, так как перед нами сейчас стоит исключительно ознакомительная цель, мы эту последовательность три раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.

2 этап – пальчиковая гимнастика. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу, (захватывают каждый пальчик у основания и

Поздороваюсь с ним сильно выкручивающими движениями дойти до

И вытягивать начну ногтевой фаланги)

Затем руки я помою (движения в соответствии с текстом)

Пальчик в пальчик я вложу (пальцы сложить в «замок» )

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, (расцепить пальцы и перебирать ими)

Пусть бегут, как зайчики

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная

с большого)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная

Листья рябины, с большого)

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу пальчиками.)

3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж руки с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур

В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом , осуществлялась обучающая функция, я подобрала игры и разделила их по степени продолжительности.

Игра «Достань игрушку»

Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Криоконтраст проводят 3 раза .

Игра «Разложи по цвету»

На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд) . Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.

Игра «Рисуем льдинками»

Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой) . Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.

В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.

Рефлексия

Я предлагаю вам по 10-бальной шкале оценить :

организационные трудности при использовании данного метода работы (подготовить лед, в чем хранить, с кем из детей использовать) – запомните эту цифру;

Сравните, пожалуйста, эти две цифры. Поднимите руку, у кого первая цифра оказалась больше. Буду рада если мои идеи были вам интересны, и вы будете использовать их в своей работе.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Игры со льдом Целью игр со льдом является: развитие тактильной чувствительности, возбуждение иннервации мышц тонкой моторики, развитие моторных.

Кинетический песок: увлекательные игры круглый год Кинетический песок в наше время пользуется огромной популярностью у детей разного возраста. Игры с песком - это не только развлечение, но.

Автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 «Родничок» Мастер-класс для родителей.

«ГЕОМЕТРИК» или МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ. Математический планшет – это настольная игра, которая дает возможность исследовательской деятельности.

Муниципальное образовательное учреждение

«Красненская средняя общеобразовательная школа

имени М.И. Светличной

Нетрадиционные методы работы в логопедической практике

Подготовил учитель-логопед:

  • Попова О.С.

С. красное, 2017 год


Инновационные технологии

это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.


АКВАТЕРАПИЯ -

метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.


Цель:

1 . Стабилизация эмоционального фона.

2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.


Варианты игр

Игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);

Игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и др.);


Варианты игр

  • игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;

Игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).


Цель: Закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения

2.«Собери жемчуг»

Цель: Формирование фонематического анализа.


3.«Рыбка»

Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове

4.«Сколько слогов?»

Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

5.«Выложи слово».

Цель: Закрепить умение складывать

слоги в слова. Профилактика

оптической дисграфии.


КРИОТЕРАПИЯ -

метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется лёд.


Методика проведения криотерапии

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.


1 этап «Игры со льдом»

«Достань игрушку»

Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.

«Запусти кораблик» ,

«Рисуем льдом»


«Игры со льдом»

«Украсим тортик», «Слепи снеговика» ,

«Засолка льда»

25-30 секунд


2 этап - «Пальчиковая гимнастика» растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.


3 этап – «Развитие тактильной чувствительности» развитие тактильной чувствительности , включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.


Искусственная локальна гипотерапия

прикладывание поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по

6-ти точкам:

  • у крыльев носа – 2 точки;
  • верхняя губа – 1 точка;
  • нижняя губа – 1 точка;
  • уголки губ – 2 точки.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить о противопоказаниях.

Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).


Анализ эффективности криотерапии

Использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует:

  • развитию мелкой моторики;
  • успешному овладению навыков письма;
  • повышению речевой активности;
  • снижению заболеваемости.