Как нарисовать национальный костюм коми. История моды: что носили русские женщины до ХХ века

[email protected]

Одежда коми.

Обсуждая проблему генезиса традиционной одежды финно-угорских народов, известный российский этнограф В.Н. Белицер подчеркивает, что происхождение тех или иных общих элементов в традиционной одежде у северных русских, коми, коми-пермяков и других финно-угорских народов европейского северо-востока России, не всегда следует рассматри­вать как результат прямого заимствования. Наличие некоторых универсалий в комплексе традиционной одежды могло быть обусловлено близкими природно-климатически­ми условиями и, соответственно, общими типами ведения хозяйства. Результаты сравнительного этнографического исследования народной одежды коми, коми-пермяков и северных русских, проводившиеся достаточно систематически начиная со второй половины XX века, показывают, что в особенностях покроя повседневной и обрядовой одежды, в характере декорирования различных элементов одежды, в некоторых специфических атрибутах народного костюма и различных локальных способах его ношения и хранения, а так же в поверьях об одежде, более чем наглядно проявляется не только история формирования различных этнографических групп,
но и
некоторые черты традиционного мировоззрения коми.

До начала XX века повсеместно у коми и коми-пермяков шили одежду преимущественно из тканей домашнего производства: холста (белого и цветного - ‘пестряди’) и сукна. Холст (льняной и посконный) был значительно шире распространен у коми-пермяков и у коми, проживающих в южных районах (летские и вычегодские коми). На изготовление верхней одежды, помимо сукна, шли и полушерстяные ткани. Выделанные шкуры (коровьи, овечьи, оленьи), необработанные и дубденные, а так же ровдуга и мех домашних и диких животных использовали при изготовлении обуви, ремней, шапок, шуб и промысловой одежды. Верхнюю одежду и обувь из оленьего меха шили в основном жители северных районов, рас­положенных по Печоре и Ижме, на Удоре, в верховьях Мезени и Выми. В этих местах, наряду с меховой одеждой, была широко распространена одежда из привозных тканей, которые доставлялись из центральных районов Рос­сии. Так, например, в большом количестве холст, сукна и парчу и готовую одежду на Печору привозили чердынскне купцы из Пермской и Вятской губерний, а в верховья Ме­зени, на Ижму и Удору ткани (пестрядь, сермяжные сукна, кумач, цветные шелка) доставляли из Архангельска, Пинеги и Великого Устюга. Преимущественно у летских коми и коми-пермяков была распространена традиция плетения лаптей (нинкцм) из бересты и липового лыка. Интересно, что у летских коми праздничные лапти, одеваемые обычно на Масленицу, обязательно плелись из более тонкого лыка разных пород деревьев и украшались на носке вставками из цветного материала. Береста у коми использовалась и для изготовления очелий девичьих и женских головных уборов. У удорских и вычегодских коми известны случаи изготовления из цельных пластов бересты лечебных корсетов для малолетних детей и больных людей. У летских коми зафиксирована традиция плетения из бересты ритуальной верхней одежды (головных уборов, кафтана и штанов), которая использовалась для лечения больных и немощных пожилых людей. Такая одежда изготовлялась в технике плетения пестера (традиционного ранца из тонких полос бересты). Современные летские коми мастера сохраняют традицию плетения из бересты миниатюрных макетов различных элементов традиционной верхней одежды в качестве сувениров.

К сожалению, до настоящего времени не предпринимался опыт специального этнографического исследования комплекса традиционной детской одежды коми. Известные полевые материалы, а так же музейные коллекции традиционной одежды коми, собранные в период 60-80 гг. XX в. свидетельствуют о том, что повсеместно у коми повседневная нижняя и верхняя наплечная детская одежда, в основном, повторяла по покрою одежду взрослых. До обретения способности самостоятельно ходить маленькие дети, независимо от пола, носили белые холщевые рубахи с подолом до колен или щиколоток. У печорских и ижемских коми после крещения ребенка на его тело повязывался плетеный неширокий поясок (по структуре плетения напоминает гайтан из льняных нитей для нательного креста), который носился под одеждой и никогда не снимался, даже в бане. В возрасте двух-трех лет мальчикам для выхода на улицу, за пределы жилой усадьбы, одевали белые или полосатые холщевые штаны, и подпоясывали поверх рубахи тканым или плетеным пояском. По единичным свидетельствам современных информантов, это могло происходить даже после шести-семи лет - известно, что именно с этого возраста в семьях у коми детей начинали привлекать к некоторым хозяйственным работам. Подростковый костюм мальчика состоял из холщовых некрашенной рубахи и белых, либо сине-белых полосатых штанов (гач), длинных шерстяных чулок, украшенных полосой геометрического орнамента лишь по верхней кромке паголенка (кузь сера чувки). Подпоясывались подростки поверх рубахи узким плетеным или вязаным пояском, а на Удоре и Ижме ремнем из сыромятной кожи. В холодное время года мальчики носили суконные шапки. Традиционный повседневный наряд девочки состоял из белой холщевой рубахи, подпоясанной шерстяным цветным пояском (вцнь, ий), однотонного платка (чишьян) или повязки (головедеч) на голове, узорчатых шерстяных или холщевых чулок, украшенные по паголенку бранным узором (сера дцра чувки), и низкой (без паголенка) легкой обуви из сыромятной кожи (коты, чарки или уляди) на ногах. В возрасте 7-8 лет девочки начинали носить холщевые сарафаны, чаще темно-синего цвета. В весенне-летний период подростки чаще носили холщевые чулки без пятки, как правило, без узора по паголенку. (Отметим, что взрослые одевали такие чулки в период сенокоса, а вплоть до 60 г.г. ХХ века чулки без пятки, были обязательным элементом мужского и женского погребального наряда.) Повсеместно у коми считается, что малолетним детям больше к лицу белый цвет одежды, ни в коем случае не пестрый и не красный цвета, которые привлекают к ребенку нежелательные сторонние взгляды и подвергают его опасности сглаза. По традиции ижемских и удорских коми, девочки, достигшие 13-15 летнего возраста могли одевать на себя холщевые штаны в качестве теплой одежды. Однако, практически повсеместно у коми ношение мужских штанов в качестве повседневной одежды девочками, девушками и женщинами считалось грехом, и лишь в сильные зимние морозы девочкам и девушкам разрешалось одевать вместо штанов теплую женскую кофту или мужскую рубаху, просунув ноги в рукава и закрепив ее на поясе. Известны случаи, когда женщины одевали на себя мужские штаны в качестве оберега. По свидетельствам В.П. Налимова, замужним женщинам у вычегодских и сысольских коми разрешалось одевать на себя лишь нижнее мужское бельё из льна (дцрцм гач, йцрдцс гач) и только в период месячных (Налимов 1907).

Современные информанты подчеркивают лишь некоторые специфические особенности в покрое и способах одевания традиционной повседневной одежды малолетних детей и подростков. До 3-5 летнего возраста у детей на рубахах, подмышками, не вшивался клин из ткани контрастного цвета - кумлцс - отличительная особенность в покрое одежды взрослого человека. Интересна мотивировка отмеченной традиции: “кумлцс будет натирает подмышки ребенка”, хотя, в действительности, подобные вставки подмышками делают рубаху более удобной. Соответственно, до недавнего времени в традиционных детских рубах, так же как и в погребальной одежде коми, сохранялись образцы хронологически более ранних вариантов покроя, относящихся к XVII-XVIII вв. (белая холщевая рубаха туникообразная по покрою, без вставных клиньев по бо­кам, широкими прямыми рукавами, без воротника, с прямым разрезом по центру груди и тесёмками-завязками). Детские пояса летских, вычегодских и сысольских коми отличались по декору от поясов взрослых однотонной цветовой гаммой, были в 2-3 раза короче по длине и никогда не украшались на концах пышными цветными кистями (колля вцнь) - характерными атрибутами одежды молодежи, достигшей брачного возраста. У ижемских и печорских коми верхняя меховая одежда для детей в возрасте до 1,5-2 лет обязательно шилась из цельной шкуры молодового олененка - пыжика (пежгу), при этом рукава делались без сквозных отверстий для кистей рук; у ижемских коми к “двусторонней” малице (мехом внутрь и наружу) для детей в возрасте до 3 лет наглухо пришивались меховые рукавицы без большого пальца (считается, что в таких “беспалых рукавицах ребенку будет теплее”). Большой палец выделялся на меховых рукавицах, как правило, после того, как ребенок делал первые самостоятельные шаги и начинал говорить. Более детально современные информанты описывают некоторые варианты обрядовой детской одежды, символически маркирующей определенные возрастные рубежи в развитии ребенка: в частности, пинь дцрцм - подарок ребенку во время прорезания первых зубов и пернянь дjрjм - рубашка, которую дарила крестная при совершения обряда крещения. По описаниям современных информантов, оба типа упомянутых рубах обязательно шили из белого домотканого холста, с полами до колен, с широкими по локоть рукавами, без узоров, без ворота, с вырезом на груди, с двумя тесемками-завязками, без пуговиц. Ритуальная детская одежда сохранялась родителями наряду с последом (рцдиччан паськцм) до совершеннолетия детей и в ряде случаев рассматривалась в качестве оберега ребенка. По традиции, в семьях у коми повседневную новую одежду для детей готовили обязательно накануне Пасхи. Обветшавшую детскую одежду ни в коем случае не выбрасывали и не отдавали посторонним людям, а вывешивали на сарае дома до полного истлевания, либо стели на полати в доме в качестве постельного белья. Примечательно, что материал обветшавшей детской одежды никогда не использовалась и для изготовления лоскутных покрывал, тканых и вязанных половиков. Взрослые очень строго следили за тем, чтобы девочки не изготовляли одежду для кукол из обрывков старой детской одежды. Считалось, что через одежду, либо её фрагмент, легко можно сглазить ребенка, который когда-либо носил эту одежду.

Традиционный мужской наряд коми и коми-пермяков состоял из рубахи (дцрцм, йцрнцс), верхних штанов (гач), кафтана (дукцс) или шубы (пась). Туникообразную рубаху обычно шили из белого домотканого холста (дцра) или пестряди. Праздничная рубаха шилась из более тонкого холста или из фабричных тканей и украшалась черно-красной вышивкой, полосками браного узорного тканья или узкими вставками кумача на груди, по вороту и на оборках рукавов. В.Н. Белицер отмечает, что по покрою мужская рубаха у коми имела некоторые отличия от традиционной русской косоворотки: более длинный подол (почти до колен), разрез на правой стороне груди, либо в центре (у русских - слева), более широкие рукава. На рубахах старинного покроя у коми-пермяков ширина полотнища достигала 40-45 см, а длина ру­бахи была не менее 80-85 см. Боковые полотнища, прямые или слегка скошенные, пришивали к центральному. Изредка для удобства в подоле вставляли клинья. Рукава шили из одного полотнища, перегнутого вдоль (длиной 50-55 см). Под рукавами вшивали квадратные ластовицы, часто из кумача. Рубаху шили со стоячим воротником и совсем без во­ротника. Носили такие рубахи всегда навыпуск, подпоясывая плетенным или тканым пояском (вцнь, йи), завязывая узел на левом боку. Нижние штаны (порты, вешьян), более широкие, чем верхние, шили из сурового холста, глухие, между штанинами вставляли два клина. Такие штаны закрепляли на поясе шнуром на вздержке - гашнике. По данным В.Н. Белицер, в XIX и в начале XX вв. в некоторых местах у коми пожилые мужчины носили летом белые порты и в качестве верхних штанов. Чаще же верх­ние штаны для лета шили из пестряди, синие в белую полоску, а для зимы - из домотканого и фабричного дешевого сукна. По покрою верхние мужские штаны у коми близки старинным образцам мужской одежды русского населения Вятской, Пермской и Вологодской губерний. Праздничные штаны шились из бумажного трико черного цвета. Штаны заправлялись в сшитые из холста или вязаные, шерстяные чулки, обычно украшенные геометрическими узорами по всему паголненку.

В традиционном комплексе верхней наплечной мужской одежды коми В.Н. Белицер выделяется три основных типа, связанных с производственной деятельность населения рассматриваемого региона. Первый тип характерен для земледельческих районов (Вычегда, Сысола, Луза). Шабур, сшитый из синего или сурового грубого холста. По своему виду эта летняя верхняя одежда представляла собой длинную глухую рубаху с рукавами, бока которой состояли из четырех скошенных и сшитых между собой полотнищ; такой покрой делал ее более широкой в подоле. Для головы было прорезано отверстие, с краю которого иногда пришивали капюшон из холста (юр кышцд). Такую одежду носили обычно в качестве рабочей и подпоясывали ремнем или бечевкой. С наступлением осенних холодов коми мужчины одевали дукцс - кафтан, из домотканого сукна синего или белого цвета длиной до колен, с застежкой на левую сторону и длинными рукавами. В некоторых местах его называли сукманом. Шили дукцс или сукман с отрезной спиной и со сборами на талии, подобно шабуру, в других случаях от талии шли расходящиеся фалды. Подобный вид одежды обычно носили охотники во время зимних и осенних промыслов. Коми-пермяки, жившие по Верх­ней Каме и по Язьве, называли такую верхнюю одежду термином “гуня”. В качестве рабочей верхней одежды использовался сукман аналогичного покроя, но серого цвета. Коми-пермяки чаще в качестве рабочей одежды носили глухой перед­ник (запон) с рукавами, спереди представлявший собой рубаху туникообразного покроя длиной до колен. Сзади центральное полотнище доходило только до талии, а иногда имело разрез. Вырез для головы был круглый или треугольный. Никаких пуговиц, завязок и крючков запон не имел. В.Н. Белицер отмечает, что термины, которыми у коми обозначали те или иные виды верхней наплечной одежды, не отличались устойчивостью, часто один и тот же термин в различных районах применялся для обозначения разных видов одежды. Так, например, тер­мином шабур вычегодские коми называли глухую рабочую блузу, а коми-пермяки, жившие в бассейне р. Иньвы,- кафтан, сшитый из хол­ста, обычно синего цвета. Спину у этого шабура делали отрезной, а от талии шли многочисленные сборы, как в русской поддевке. Правая пола шабура запахивалась на левую сторону и застегивалась на два крючка. Воротник делали отложным, шалью. Шили шабур на холщовой белой подкладке. Зимой мужчины носили шубу из овчины (пась), нагольную или покрытую сукном. На Вычегде, нередко, мужчины носили зимой тулупы прямого покроя на меху неблюя (молодого оленя), так же покрытые сукном. Второй тип - промысловый костюм коми охотников и рыболовов. Основной отличительной деталью промысловой одежды является прямоугольная короткая накидка с отверстием для головы - лузан (к.-з.), лаз (к.-п.). У печорских и удорских коми, а также на Язьве у коми-пермяков такие накидки изготовлялись из домотканого холста или из сукна размером 40x60 см. По краям для прочности лузан обшивался узкими сыромятными ремешками. Для большей прочности лузан так же обшивался кожей на плечах, груди и на спине, куда пришивалась петля для топора (лаз козъян). На подростковых промысловых накидках петля для топора, как правило, не пришивалась. Некоторые охотники на левом плече лузана пришивали погончик для ружейного ремня, а справа на груди - карман для пуль. Иногда лузан полностью изготовлялся из кожы и лишь карманы шились из холста. Для зимней охоты использовался лузан с капюшеном, который изготовлялся отдельно и пришивался к краям головного отверстия. По сведениям Н.Д. Конакова, на Печоре лузан ткали из шерсти с помощью челнока-иглы на поперечном ткацком станке. Под полотнищем лузана сзади и спереди за счет подшивного холста образовывались мешки - карманы, кото­рые использовались во время переходов для хранения добытой дичи, шкурок зверей, а также необходимых охотнику принадлежностей. Высота нагрудного кармана была 15-20 см, задний карман (лаз ноп) делался несколько больше и имел высоту от 30 до 50 см. Для того, чтобы задний карман не провисал от груза, у некоторых лузанов он прикреплялся за середину ремешком с петлёй к застёжке-палочке, пришитой немного выше края кармана. К нижнему концу нагрудной части (лаз морцс) пришивался сыромятный ремень с пряжкой на правом боку или две завязки, по одной с каждой стороны, длиной около 1 метра. Многие лузаны имели накладные кожанные или суконные “крылья”, прикрывающие плечи. Лузан подпоясывался, нередко, и кожаным ремнем (тасма) с железной или медной пряжкой. Н.Д. Конаков и В.Н. Белицер отмечают, что аналогичный тип верхней охотничьей одежды характерен не только для коми, но широко известен до настоящего времени у карел и русских Архан­гельской области, а также у хантов и манси Западной Си­бири. Третий тип - одежда оленевода, которая в прошлом была характерна главным образом для коми-ижемцев, а в первой половине XX в. получила распростанение у печорских, удорских и вычегодских коми. В.Н. Белицер подчеркивает, что комплекс одежды из оленьего меха (малица, совик, тöбöки, пимы) имеет очень древнее происхождение. Однако у коми эти формы одежды получают распространие начиная лишь с XVI - XVII вв., что было связано с развитием оленеводства и расселением коми в районах лесо­тундры по Средней и Нижней Печоре, Усе и Ижме. Основные названия этой одежды были заимствованы коми у коренного оленеводческого населе­ния тундры - ненцев (ср.: нен. ‘мяльца’, ‘панд’ и к.-з. ‘малича’, ‘панды’). Коми-оленеводы усовершенствовали некоторые детали в покрое и отделке одежды: ижемцы, в отличие от ненцев, не всегда пришивали к малице рукавицы (которые шились из камуса мехом наружу), а довольно часто носили их отдельно; подол малицы декорировался и в то же время существенно укреплялся меховой опушкой (панды) шириной 15-20 см. из летней шкуры оленя с более низким и плотным волосом; обязательным элементом малицы стал пришитый наглухо капюшон (юра малича) с опушкой из меха по краю и вшитыми замшевыми тесемками, позволяющими регулировать степень открытости лица. Известно, что у ненцев капюшон на малице получает широкое распространение лишь в конце XIX - начале XX в., и то не во всех районах расселения ненцев. На изготовление малицы у коми идет шкура неблюя, забитого после первой линьки. Капюшон для малицы изготовляют из более тонкой, блестящей шкуры пыжика (пежгу) - новорожденного олененка, забитого в мае. Причем капюшон шьется в два слоя - шерстью внутрь и наружу, так же как детская малица. Для коми характерны малицы, стан которых кроится из двух прямоугольных шкур, между которыми по бокам вшиваются две шкуры меньшего размера, перегнутые по вертикали, таким образом, чтобы малица удобно расширялась книзу. Поверх повседневной малицы мужчины и в настоящее время носят сатиновый или хлопчатобумажной чехол-накидку (малича кышед или кышан), в целом повторящий по покрою малицу. Многие мужчины-ижемцы носили суконные малицы, аналогичные по покрою меховым, и в качестве осенней одежды. В крепкие морозы на малицу надевается парка, сшитая мехом наружу из тонких шкур молодых телят. Раскрой её такой же, как у ижемской малицы, только спинка парки кроилась вместе с затылочной частью капюшона из одной шкуры. Праздничная мужская парка, как правило, шилась из белого неблюя (няровей, дон няровей) и украшалась по подолу, на рукавах и на капюшоне меховой аппликацией, а так же цветными суконными полосами. В осенние и весенние дни ижемцы носили парку из грубого сукна (ной парка). В очень сильные морозы оленеводы надевали совик, который шился подобно парке - мехом наружу, но из шкур взрослых оленей.

Традиционными головными уборами коми мужчин до первой четверти XX в. оставались валеные, суконные и меховые шапки различной формы - одни с низкой тульей и широкими полями, другие с высокой тульей и приподнятыми загнутыми кверху краями. Цвет этих головных уборов варировался между оттенками черного, серого, коричневого и белого. Охотники носили суконные шапки двух видов: “зырянки” в форме шлема с небольшой полоской сукна, спадающей сзади на шею, напоминающие матросские; с дном из пяти клиньев, оторочкой из зеленого сукна. Коми-ижемцы носили зимой меховые шапки-долгоушки из пыжика и неблюя, а население южных районов - вычегодские, летские коми и коми-пермяки - ушанки из овчины. В качестве летних головных уборов в XIX - нач. XX вв. носили картузы и фуражки. Отправляясь летом на работу в лес, мужчины надевали накомарник “номдöра”- специальный глухой капюшон из холста, закрывающий голову и шею, с открытым лицом. Такой же капюшон с сеткой из конского волоса на лицевой ча­сти носил название “ситка”. Рыбаки на промысле и косцы на сенокосе для защиты от насекомых повязывали голову и шею платком.

В.Н. Белицер отмечает, что для традиционной женской одежды коми и коми-пермяков характерен сарафанный комплекс севернорусского типа: рубаха с прямыми поликами, косоклинный и прямой сарафаны. Наиболее ста­ринные формы народной женской одежды - длинная холщевая рубаха и косоклинный сарафан (в основе своей имеет три прямых полотнища - два спереди и одно сзади, и четыре клина, вставленных по два в бока) - до настоящего времени сохраняются в быту у коми-старообрядцев Вычегде, Верхней Печоре и Удоре. У коми-пер­мяков, ижемцев и сысольских коми уже в конце XIX в. преимущественное распространение получает прямой сарафан По мнению В.Н. Белицер, появление прямого сарафана у коми связано с распространением фабричных тканей, первоначально на Сысоле, которая издавна являлась районом отходничества. Прямой сарафан представлял собой юбку с неширокими пришивными лямка­ми, сшитую из пяти или шести полотнищ ткани. Ширина сарафана в подоле достигала 4-5 метров. Носили прямой сарафан в поясе значительно ниже, чем косоклинный, но также всегда подпоясывали тканым или плетеным пояском, два раза обернутым вокруг талии и подвязанным, как правило, на правом боку так, чтобы кисти свисали до колен или за спиной (у летских коми). Повсеместно у коми женщины и девушки по праздникам надевали под сарафан для пышности одну или несколько юбок, a, нередко, и старый сарафан. У современных печорских коми-старообрядцев, второй тип сарафана определяют как “мирскöй тувъя сарапан”, при этом подчеркивается, что “в нем ходить, а тем более совершать молитву - грех”. В промысловых и оленеводческих районах - Печоре, Ижме и отчасти Удоре - сарафаны шили преимущественно из фабричных тканей, а в земледельческих районах бассейна Вычегды, Сысолы и глав­ным образом в Прикамье носили дубасы, сшитые из домотканого крашенного холста или набойки со сборами.

По различиям в выборе покроя и материала, по характеру убранства и соответствующим ареалам бытования современные исследователи условно выделяют несколько типов традиционного женского костюма коми: лузско-летский, коми-пермяцкий, верхневычегодский и нижневычегодский, вымский, ижемский и печорский, удорский (вашкинский и мезенский) и сысольский. Корректность предлагаемой типологии косвенно потверждается тем, что ареалы бытования выделенных типов женского костюма территориально совпадают не только с распространением различных диалектов коми языка, но и с бытованием разричных вариантов традиционного декорирования тканей (узорное вязание, вышивка, ткачаство), характерных для определенных этнографических групп коми. Так, например, Г.Н. Климова выделяет по характеру орнаментации тканей следующие группы: ижемскую, печорскую, верхневычегодскую, среднесысольскую, северокоми-пермяцкую, лузско-летскую, нижневычегодская, верхнесысольская, мезенскую и вашкинскую (Климова 1984, C.28-54). Однако, современные полевые исследования показывают, что и в рамках условно выделенных локальных типов женские костюмы коми значительно варируются, если не по покрою, орнаментации и выбору материалов для изготовления, то по способам одевания различных его составляющих.

Основной элемент женского костюма - рубаха (дöрöм), верхняя часть которой (сöс) шилась из пестряди, кумача, либо вышитого холста, а нижняя часть (мыг)- из более грубого белого холста. Рубаха украшалась вставками из ткани контрастного цвета: ластович - на плечах и кунлöс - под мышками. На груди, посередине, делали прямой разрез с застежкой у ворота на одну пуговицу. Ворот, подол и обшлаги рукавов вышивались геометрическим или растительным орнаментом из красных, реже - красных и черных ниток. Для Лузы и Летки характерны рубахи с трапецевидными поликами, выкроенными из холста или кумача. Основной массив вышитых узоров на летских женских рубахах состредоточен на плечах, отсюда и местное название рубахи - пельпома кöрцöма (т.е. с плечами, присборенная). Г.Н. Климова отмечает, что женская рубаха летских коми по целому ряду признаков сильно отличается от этого вида одежды у остальных этнографических групп коми. В конце XIX-начале XX в. для коми характерны женские рубахи туникообразного покроя с од­ним центральным полотнищем и рубаха северовеликорусского типа с прямыми поликами и с широким присборенным воротом. В Прилузье и на Нижней Вы­чегде рубахи украшались двухуточным браным ткачеством, при этом узоры располагались поперек плеча, по обшлагу рукава и иногда по подолу. Летская же рубаха по покрою относится к типу рубах с ко­сыми поликами и близка к рубахам с косыми поликами известными у русских Рязанской и Тульской губерний. На Удоре и Ижме, нередко, носили по две рубахи - нижнюю, длинную, из белой ткани, и верхнюю, доходящую до талии, из парчи, на подкладе из сукна. Ворот, обшлаги рукавов и подол рубахи отделывался бранным красным узором или узкими полосками кумача.

Удорский сарафан.

Поверх рубахи удорские женщины одевали косоклинные сарафаны двух типов: кунтей - из синей холщевой ткани с набивным растительным орнаментом и штофник - из покупного сатина, шелка или парчи на суровом холщевом подкладе. По переднему шву косоклинных сарафанов сверху донизу нашивались металлические пуговицы, серебряный и золотой позумент. По подолу сарафан украшался двумя-тремя рядами кружевных полос (прöшва). Поддерживался сарафан с помощью лифа, который сзади делали вырезным, а спереди пришивным. Удорские женщины, нередко, поверх сарафана носили сильно приталенную кофту с широкими фалдами (гырка кофта) из шелка или сатина. На верхней Вычегде женщины носили шушун - ко­соклинный сарафан из пестряди (праздничный), доматканого холста синего цвета или набойки (повседневный). Спереди у шушу­на имелся шов, по обе стороны которого пришивалась тесьма, а посередине - пуговицы. Из фабричных тканей (ситца, сатина, кашемира) вычегодские коми шили кцрцма шушун - сборчатый на груди и на спине.

Вычегодский сарафан.

В селениях на средней Вычегде и по верхней Печоре носили косоклинные сарафаны из фабричной ткани - китайки. Такие сарафаны шили обычно без складок, на суровой холщовой подкладке, поэтому они были очень тяжелые. Поверх сарафана вычегодские женщины надевали “нарковник” - короткую распашную кофту из шелка или цветного кашемира на ситцевом подкладе, без застежек и воротника, с широкими рукавами, собранными в сборку у запястья. На талии подвязывался белый передник - водздцра - из хлопчато-бумажной ткани, вышитый растительным или геометрическим орнаментом по подолу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

« Коми национальные костюмы »

Волгина Юлия Андреевна, воспитатель МБДОУ 41, г. Воркута

Пояснительная записка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своего края.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Актуальность проекта:

Проблема приобщения детей к народному искусству никогда не потеряет своей актуальности. Что более затронет душу, чем родное и близкое? Родное - это улица, это деревянные узоры, чудом, уцелевшие в доме, это диковинные старинные вещицы, подаренные своей школе, своему кабинету изобразительного искусства.

Именно народное искусство, особенно если это искусство твоих предков, твоей малой Родины, может разбудить у маленького человека дремлющую генетическую память и побудить его к сопереживанию, творчеству и формированию ответственности за сохранение и развитие традиций.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с Коми культурой.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ : «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки, сказки». Знакомясь с Коми национальнымкостюмом в детском саду, дети видят колорит, самобытность своей национальности, красоту и величие своего народа.

Цель проекта:

Формировать представления детей о Коми национальном костюме.

Задачи проекта:

Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Коми.

Расширять представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

Познакомить детей разновидностями Коми орнамента и его особенностями.

Ввести в словарь детей новые слова: малица, пимы, орнамент - развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть:

Место проживания: республику, город.

Свою нацию.

Национальный костюм своего народа, элементы одежды.

Национальную вышивку и элементы национальной вышивки.

Механизм реализации проекта:

Организация педагогического процесса в рамках реализации проекта предусматривает организацию элементарной поисковой, творческой деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие основные методы работы с детьми как: проблемный, метод сотрудничества, метод планирования деятельности, игровой, практической деятельности, партнёрского диалога.

Используемая нами методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности с усвоением ими необходимых знаний в доступной форме.

Для педагогов проект способствовал повышению профессионализма и педагогической компетентности педагогов в области применения интерактивных технологий в обучении дошкольников, освоение и применение технологии проектирования.

Паспорт педагогического проекта

Тема : « Коми национальные костюмы »

Адресация проекта дошкольным работникам.

Участники проекта дети старшей группы

Возраст воспитанников 5-6 лет.

По характеру проект : информационно-познавательный, творческий.

По количеству участников : групповой.

По продолжительности : краткосрочный.

По профилю знаний : межпредметный.

По уровню контактов : на уровне образовательного учреждения.

Ресурсы проекта

Информационное обеспечение:

Программа «Истоки» ; авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др

Беседы

Презентации,

Интернет,

Подборка художественной литературы согласно возраста,

Информационно-техническое :

Компьютер,

Телевизор,

Фотоаппарат,

Организационное обеспечение :

Непосредственная образовательная деятельность,

Режим дня,

Материалы к занятиям :

Демонстрационный :

Книги с Коми народными сказками, для рассматривания альбом «Куклы в народных костюмах» , Картина «Северный олень» , кусочек оленьего меха, Презентация «Коми национальные костюмы» ,

Раздаточный :

Листы бумаги, карандаши, фломастеры, разнообразная ткань, нитки, пластилин, стеки, доски для лепки; д\и «Собери орнамент» , «Одень куклу» .

Требования к уровню подготовленности воспитанников :

1. Дети проявляют познавательный интерес к художественным произведениям, любознательность.

2. Умеют обсуждать просмотренный материал

Предполагаемые продукты проекта

Продукты деятельности педагогов:

Обогащение предметно - развивающей среды альбомом «Куклы в народных костюмах

Презентация проекта,

Продукты деятельности детей:

Обогащение предметно - развивающей среды Коми куклами

Рисунки

Вылепленные пимы,

Продукты совместной деятельности педагогов и детей:

Коми куклы для театра

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

Цель : развитие интереса к деятельности

Срок проведения

Ответственные

Предполагаемый результат работы

3 неделя февраля

Сотрудничество с семьями воспитанников :

Доведение до сведения смысла и цели проекта.

Воспитатели

Родители

Привлечение родителей к совместной творческой деятельности по развитию у детей познавательной активности, овладению способам поиска информации.

Работа с детьми :

Выявление первоначальных знаний.

Рассматривание альбома «Коми край»

Разработка проекта совместно с детьми, поиск путей решения проблемы.

Детская проблема : Почему жители Коми так одеваются?

Детская цель : Узнать больше о национальных костюмах жителей Коми?

Создание кукол для режиссерских игр.

Практический интерес для детей (мотивирующий фактор) : найти ответы на вопросы для создания кукол

Воспитатели

Выявление знаний по данной теме.

Постановка проблемных вопросов.

Постановка общей цели.

Воспитатель получает информацию о базовом запасе знаний и

представлений детей по теме,

ориентируется сам и обговаривает с детьми примерный план работы по проблеме.

Данные сообщаются родителям : об интересах, знаниях детей, о том, чем дети будут заниматься в ближайшее время.

2 этап. Основной .

Цель : способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о национальной одежде и практических умений детей в совместной и самостоятельной деятельности.

Сотрудничество с семьями воспитанников :

Выполнение индивидуальных домашних заданий :

а) принести бросовый материал для создания макета

Воспитатели Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта.

3 неделя февраля

Работа с детьми :

1. Воспитатель предлагает начать работу по изучению Коми народных костюмах

Активизация сотрудничества с детьми в достижении намеченных результатов.

Познание окружающего мира

Тема : Тема : «Классификация Коми национальной одежды»

Цели и задачи.

Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

Познакомить детей с историей национального костюма.

Развивать творческие способности детей.

Воспитатели

У детей формируются представления о национальной одежде

Развитие речи.

Тема : Мультимедийная презентация

«Коми национальный костюм» .

Цель : Познакомить детей с историей Коми национального костюма.

Продолжать знакомить детей с Коми национальными костюмами и узорами .

Развивающие :

Развивать интерес к культуре народов своего края.

Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.

Воспитательные :

Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к Коми народному орнаментальному искусству.

В свободной деятельности просматривают альбом «Куклы в народных костюмах» ; д\и «Собери Орнамент» «Одень куклу» .

Раскрашивают раскраски « Коми народ »

Воспитатели

Рисование

Тема : «Оленеводы»

Цель : приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства Коми народа живущих на севере, воспитывать уважение к национальному искусству .

Задачи :

- познакомить с национальным костюмом народов севера Коми .

Учить видеть и передавать красоту национального костюма , его характерные особенности.

Упражнять детей в рисовании фигуры человека. Воспитатели Дети узнали, что такое «Малица»

Художественное творчество (лепка)

Тема : Северные пимы

Цель : знакомство сприкладным искусством жителей северных районов Коми .

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров.

Задачи :

Познакомить детей с сапожным промыслом

Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно составлять узоры. Воспитатели Дети на учились лепить обувь и отображать Коми узоры

Художественная литература

Тема : Чтение Коми народной сказки «Марпида-царевна» .

Задачи :

Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.

Поддерживать интерес к литературным произведениям.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

Развивать активность, логическое мышление, воображение, память.

Воспитатели Дети знают произведения, могут назвать главных героев.

Конструирование из ткани

Тема : « Коми куклы » .

Цели и задачи :

Обучающие : обучать вырезанию из ткани (квадратики по 12 см и 15 см, для создания куклы) и украшению орнаментом.

Развивающие : работать над обогащением словарного запаса, развивать творческие способности.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к труду взрослых, уважение к культуре родного края и народа.

3 этап. Итоговый.

3 неделя февраля Сотрудничество с семьями воспитанников :

Родители принесли не большой макет для режиссерских игр

Родители

Работа с детьми :

Оформление кукол « Коми орнаментом »

Воспитатели

4 этап. Презентация.

Работа с сотрудниками ДОУ.

Презентация проекта на Педагогическом совете

Воспитатели Оценка педагогами результатов использования проектной технологии в образовательном процессе ДОУ.

Работа с детьми :

Проведение презентации.

Беседа с детьми об их удовлетворенности : Что нового узнали? Что удивило? Что было трудным?

Воспитатели Создание ситуации успеха у воспитанников

Появление у детей новых знаний


Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой - овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин - шапки, шляпы и картузы.

Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiмi) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.

Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.

Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

  • Актуализация знаний;
  • Получение информации при работе с электронной презентацией.
  1. Практический этап - 60 мин.
  • ПТБ, инструктаж по выполнению задания.
  • Самостоятельная работа детей по намеченному плану.
  1. Рефлексивный этап - 10 мин.
  • Закрепление материала в форме теста.
  • Коллективный просмотр работ.

Ход урока:

Задачи этапа

№ слайда в презент.

Вводно-мотивационный

Создание условий для успешной работы на уроке, мотивация учащихся к мыследеятельности, вызов познавательного интереса.

Организация целеполагания.

Формирование регулятивных действий (выработка умения принимать и сохранять учебные задачи в течение урока).

Организационный момент.

Проверка рабочего места.

Целеполагание.

Учитель: Одежду, которую сегодня мы с вами носим, называют современной. В наше время эта одежда разных народов практически ничем не отличается. А как вы думаете: раньше, в старину люди носили такую же одежду, как мы? (Ответы детей) Отличалась ли одежда русских, коми-пермяков, украинцев, карелов и других? (Ответы детей)

Конечно же, отличалась. И сегодня мы с вами познакомимся с коми-пермяцким национальным костюмом. В качестве практической работы сегодня на уроке мы выполним бумажную куклу в национальном костюме. Работать будем в технике аппликации из ткани.

Объявление темы урока:
«Коми-пермяцкий костюм. Аппликация из ткани. Коллаж» (слайд 1)

Работа с понятием «коллаж».

Коллаж - техника наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету или фактуре (ткань, верёвка, кружево, кожа, бусы и др.)

Учитель: Какие условия мы должны соблюдать с вами, чтобы у нас получились хорошие результаты? (Ответы детей)

Слайд 1

Поисково-познавательный

Формирование коммуникативных действий (выработка своего мнения, существование других точек зрения).

Развитие познавательных действий

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, скажите, а где в наше время мы можем увидеть коми-пермяцкий костюм? (Ответы детей) (слайд2)

Сообщение информации

Учитель: Давайте теперь познакомимся с элементами женского и мужского коми-пермяцкого национального костюма.

Работа с презентацией (слайды 3,4) -информационный материал (см.приложение 1)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Практический

Обучение общим приёмам выполнения практической работы.

Закрепление изученного материала через практическую работу.

Объяснение задания

Сейчас мы с вами выполним практическую работу - бумажную куклу в коми-пермяцком национальном костюме. (слайд 5)

ПТБ при работе с ножницами.

Последовательность выполнения роботы (см.приложение 2)

  1. Заготовить по шаблону куклу.
  2. Используя способ подбора, изготовить детали костюма (рубаху, сарафан, фартук, штаны, обувь).
  3. Украсить рубаху, сарафан, фартук тесьмой, имитируя вышивку.
  4. Приклеить все детали одежды к основе.
  5. Из цветных ниток сплести пояс, обвязать им талию.
  6. Завязать головной убор (лента, косынка, платок, шапка).
  7. Оформить работу.

Практическая работа детей. Выполнение изделия по намеченному плану.

Слайд 5

Рефлексивный

Формирование личностных действий (способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности, осознание себя как гражданина России).

Воспитание чувства гордости за свой край и свою родину.

Что нового узнали на уроке (см.вопросы в презентации)(слайд 6)

  1. Общий элемент коми-пермяцкого костюма и у мужчин и у женщин. (Рубаха)
  2. Первоначальное название сарафана. (Дубас)
  3. Название мужского пояса. (Кушак)
  4. Название женского головного убора квадратной или трапециевидной формы, приходящейся на верхнюю часть головы. (Шамшура)
  5. Вид обуви сшитый из кусков кожи с мягкой подошвой у женщин, у мужчин. (Коты, бахилы)

Коллективный просмотр работ «Наш хоровод»
(с музыкальным сопровождением)

Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у нас получились! Молодцы!

Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам понять, что культура каждого народа неповторима, в то же время она является частью культуры не только нашего родного края, России, но и частью общенациональной культуры! И я лично горжусь, что принадлежу к той малой народности, которая имеет богатую, самобытную, уникальную культуру.

Спасибо и вам за то, что вы сегодня внесли крупичку в созидание и восстановление истории наших предков.

Слайд 6

Слайд 7

Используемая литература:

  1. Коми-пермяцкий национальный костюм: Из собрания Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им П.И.Субботина-Пермяка / Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн.издательство, 2006; Пермь: Пермское кН.издательство, 2006.
  1. Национально - региональный компонент в образовательной области «Технология». / ГКОУ ДПО Коми-Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, 2008 г.
  1. Уроки технологии с применением информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением / В.В.Старикрва. - 2-е изд, стереотип. - М.: Планета, 2011.
  1. Электронная презентация «Коми-пермяцкий национальный костюм». Автор неизвестен.